В 1987 году Евгения благополучно окончила ГИТИС и пришла работать в МХАТ имени Горького, который после раскола возглавила Татьяна Доронина.
Народная артистка России (2005)
Лауреат Приза за лучшую женскую роль на польском фестивале (1984, «Клетка для канареек»)
Лауреат Приза за лучшую женскую роль на фестивале «Золотой Дюк» в Одессе (1990, «Первый этаж»)
Лауреат премии «Золотой овен» (2001)
Лауреат премии «Ника» (2001)
Лауреат Специального приза жюри «Серебряная ладья» за лучшую женскую роль на фестивале российского кино «Окно в Европу» (2007, «Артистка»)
Лауреат премии «Золотой орёл» (2007)
Сниматься в кино Евгения Добровольская начала, будучи студенткой ГИТИСа, где обучалась в мастерской Людмилы Касаткиной. Ее дебютом на экране стала главная роль Олеси в социальной драме Павла Чухрая «Клетка для канареек», снятая по мотивам пьесы А. Сергеева «Случай на вокзале». Начинающей актрисе посчастливилось поработать на одной площадке с самой Алисой Фрейндлих, благодаря которой она впервые увидела, что такое настоящий профессионализм. Евгения Добровольская рассказывает: «Алиса Бруновна Фрейндлих – это моя киномама. Я ее очень люблю, уважаю. Она потрясающий человек. И как она работала, это для меня было просто открытие. Сейчас понятно, что это профессия, но тогда, когда мне было 17 лет, я этого не знала. "Мотор! Камера! Начали!" – и у нее слезы просто градом. Она не стояла, не накапливала, не говорила: "Отойдите, вы мне все мешаете", - но по команде "мотор" перед вами уже был другой человек».
В присутствии такого Мастера, как Алиса Бруновна, просто невозможно было работать плохо, и молодые Вячеслав Баранов с Евгенией Добровольской, исполнявшие главные роли, не ударили в грязь лицом. После выхода картины специалисты заслуженно отмечали их игру, наполненную непосредственностью и эмоциональностью. А Евгения была удостоена своей первой актерской награды - Приза за лучшую женскую роль на польском кинофестивале.
Надо заметить, что руководством института не поощрялись работы студентов в кино. Тем не менее, несмотря на постоянные угрозы отчисления, Евгения Добровольская до окончания учебы успела сняться еще в нескольких картинах: драме Игоря Апасяна «Пока не выпал снег» (воспитанница интерната Алла Скороходова), шпионском фильме Александра Муратова «Контракт века» (Катя), социальной драме Игоря Апасяна «В одну-единственную жизнь» (Вика).
Еще одно знаменательное событие, происшедшее в студенческие годы – Евгения Добровольская вышла замуж. Ее избранником стал партнер по фильму «Клетка для канареек» Вячеслав Баранов. К окончанию учебы у Евгении родился сын, которого супруги назвали Степан.
В 1987 году Евгения благополучно окончила ГИТИС и пришла работать в МХАТ имени Горького, который после раскола возглавила Татьяна Доронина. Ее первой работой на сцене этого театра стала роль в спектакле Романа Виктюка по пьесе Михаила Рощина «Муж и жена снимут комнату». Евгения Добровольская вспоминает: «Помню, я на него смотрела, открыв глаза, рот, и он сказал: «Девочка первый раз увидела режиссера». У меня было потрясение, потому что он дает такой заряд энергии. У меня был такой дурацкий текст: «Ой, боже мой, цветочки!». Он говорит: «Нет, Добровольская, ты пьяная». И меняется психофизика. Нет такой задачи, что я пьяная, я не играю пьяную, но таким образом он раскрывает то, что ты можешь. С ним очень любят работать артисты-женщины и именно в театре, потому что он открывает некую глубину, которая помогает тебе и зрителю расширить эту маленькую мизансцену».
В МХАТе Татьяны Дорониной Евгения Добровольская проработала недолго. В 1988 году она перешла в Театр-студию под руководством О.П. Табакова, год спустя – в «Современник», пока, наконец, не нашла «свой» театр - МХТ имени А.П. Чехова, возглавляемый Олегом Ефремовым, актрисой которого Добровольская стала в 1991 году.
В МХТ им. Чехова Евгения Добровольская по-настоящему раскрылась, став одной из ведущих актрис труппы. Она органично перевоплощалась и в красотку, и в дурнушку, и в девочку, и в старуху. Не случайно известный американский критик назвал ее «актрисой ста лиц и ста тел». В 90-е годы Евгения Добровольская была занята в спектаклях: «Игры женщин» (Милена), «Урок женам» (Агнесса), «Горе от ума» (Софья, Лиза), «Урок мужьям» (Изабелла), «Борис Годунов» (Марина Мнишек), «Мишин юбилей» (Лида), «Злодейка, или Крик дельфина» (Катя).
После окончания ГИТИСа Евгения Добровольская продолжала активно сниматься в кино. После ряда незначительных работ она сыграла главную роль в социальной драме Игоря Минаева «Первый этаж», повествующей о любви и смерти современной Кармен - юной парикмахерши Нади. Несмотря на то, что действие фильма разворачивалось в среде обитателей низов общества: коммунальных квартирах и грязных дворах, режиссеру и актрисе удалось уйти от «чернушного натурализма», акцентируя внимание зрителя на высоких чувствах. За эту работу Евгения Добровольская была удостоена в 1990 году на фестивале «Золотой Дюк» в Одессе Приза «За лучшую женскую роль».
Из других заметных работ актрисы начала 90-х можно отметить: Лиду в детском фантастическом фильме «Щен из созвездия Гончих псов», медсестру Аллу в мелодраме Елены Цыплаковой «На тебя уповаю», Лену в детективе «Грех», а также Наташу Батюшкину в очень популярной в те годы комедии режиссера Юрия Рогозина «Мужской зигзаг» (1992).
В «Мужском зигзаге» Евгения Добровольская снялась вместе со своим вторым мужем Михаилом Ефремовым. В этом браке у актрисы родился второй сын - Николай (1991).
В середине 90-х Евгения Добровольская снялась в знаменитом приключенческом телесериале «Королева Марго», сыграв там главную роль. При создании образа королевы актриса перечитала огромное количество литературы, чтобы проникнуться духом того времени. И это ей блестяще удалось. Правда, озвучивала королеву Марго другая актриса - Наталья Казначеева. По словам Добровольской это решение было принято продюсером сериала Сергеем Жигуновым.
Съемки этого проекта затянулись на несколько лет, в итоге на экраны он вышел в сентябре 1996 года. Сериал отличался замечательным подбором актеров, точным воссозданием эпохи Франции шестнадцатого века, динамичным сюжетом, красивыми натурными съемками. Зрители тепло приняли «Королеву Марго», хотя, наверное, создатели ожидали гораздо более шумного успеха. Впрочем, пробиться через наводнившие в те годы российские экраны латиноамериканские сериалы было просто нереально.
После выхода «Королевы Марго» Евгения Добровольская некоторое время не появлялась на экране. «Считала, что должна отдохнуть, переболеть, и потом мне было уже мало что интересно», - признается она. Единственной ее заметной работой стала лишь роль в драме Гарика Сукачева «Кризис среднего возраста», вышедшей в 1997 году. «Очень актуальная тема для меня в тот момент, - признается Евгения Владимировна. - В этой картине, правда, я совсем не хотела сниматься и согласилась лишь потому, что муж буквально пинками меня выталкивал на съемочную площадку...»
Вскоре произошли изменения в личной жизни Евгении Добровольской. Она и Михаил Ефремов развелись. Почему? Актриса объясняет это так: «На сцене нам ничего не мешало. Это было на самом деле прекрасно, потому что мы сыграли так много ролей вместе. Он тяжелый партнер, но чудный артист. В жизни, конечно, мы ругались. Мы могли идти до театра разными дорогами, могли ругаться во время репетиции и самого спектакля, но при этом нам ничего не мешало возвращаться домой из театра вместе. Пороховая бочка. Двое сумасшедших, которые все хотят успеть, да еще двое детей. Мы так жили, и мы оба принимали правила игры. А она и была такой: все время вместе - съемки, гастроли, театр, дом, репетиции, тусовки, личная жизнь. Это были наши правила. Поэтому рабочие отношения не мешали семейным, мы были поставлены в такие условия. И мы их исполняли восемь лет «от» и «до». Потом, естественно, устали, и совершенно нормально и спокойно разошлись…» Так в 32 года Евгения осталась одна с двумя детьми практически без средств к существованию. Надо было начинать жизнь заново…
Много позже Евгения Добровольская в одном из интервью призналась, что Михаил Ефремов был лучшим ее партнером в кино и на сцене, и лучше было бы партнерами и остаться, а не связывать себя узами брака.
Евгения Добровольская преодолела тяжелый этап в своей жизни, вернувшись к работе в театре и кино. В 1999 году на сцене МХТ состоялась премьера спектакля Н. Скорика «Привидения» (по драме Г. Ибсена), в котором актриса исполнила роль Регины Энгстран. Позже были работы в спектаклях: «Ю» (2001, Сестра), «Священный огонь» (2002, сиделка Уэйленд), «Пьемонтский зверь» (2003, сестра Иоанна), «Немного нежности» (2003, Диана), «Мещане» (2004, Елена Кривцова).
Начало нового века принесло Добровольской несколько интересных киноработ: медсестра Саша Сомова в захватывающем, хотя и низкобюджетном триллере Вячеслава Сорокина «Подозрение», библиотекарь Люба в одной из лучших картин режиссера Дмитрия Месхиева «Механическая сюита» и Даша в его же психологической драме «Дневник камикадзе», вдова Любовь Кублакова в популярном народном сериале «Участок».
В 2002 году произошло важное событие в личной жизни актрисы – она родила третьего сына, которого назвала Яном. Появление третьего малыша было окутано густым покровом тайны: Евгения Добровольская не была замужем, и кто отец ее ребенка оставалось только догадываться. Лишь спустя несколько лет Евгения Владимировна назвала его имя. Отцом оказался актер Ярослав Бойко, с которым они вместе снимались в фильме «Подозрение». Тогда и случился их мимолетный роман.
С развитием российского кинематографа Евгения Добровольская все более активно снималась в кино. Со временем актриса нашла для себя любимую тему – женщина перевоплощений. Евгения Владимировна рассказывает: «У меня было несколько работ с похожим сюжетом, когда героиня сначала бесформенная, большая, а потом она или влюбляется, или мужчина ее бросает, и надо его вернуть, и она сама себя делает, строит! Мне это и нравится потому, что из меня можно что-то «построить» – вроде «такая никакая», а оденешь, причешешь – эх!» Среди таких героинь: адвокат Элла Якушева в мелодраме Дмитрия Брусникина «Счастье по рецепту» (2006), экскурсовод и мать-одиночка Аня Спиридонова в мелодраме «Случайный попутчик» (2006).
Одной из наиболее ярких работ актрисы в новом веке стала роль Анны Петровой в картине Станислава Говорухина «Артистка», за которую Евгения Добровольская была удостоена Специального приза жюри «Серебряная ладья» на фестивале российского кино «Окно в Европу» в 2007 году. Евгения Владимировна признается, что всегда хотела сыграть один день артистки, не гламурной, не глянцевой, а настоящей, которая живет в общежитии, у которой в театре маленькая зарплата. И поэтому была рада, когда ей принесли сценарий, похожий на ее мечту.
Единственным камнем преткновения между Говорухиным и Добровольской стал финал картины. Говорухин полагал, что ее героиня должна влюбиться в профессора Викентия Ивановича (эту роль исполнил Юрий Степанов), а Добровольская считала, что между ними, такими разными, не может быть никаких точек соприкосновения. «Он – профессор, который паразитов изучает, она – актриса. Она не могла в него влюбиться! Мне кажется, что героиня мужчину обманывает и остается с ним просто от безысходности…» - утверждает Евгения Владимировна. Потому финал и получился каким-то непонятным: вроде бы хеппи-энд, но поженятся ли герои или останутся друзьями – неясно.
В период с 2006 по 2012 год Евгения Добровольская сыграла большое количество разноплановых ролей в кино. Ежегодно выходило по 6-8 фильмов с ее участием. Помимо уже упомянутых, это: драма Владимира Котта «Муха» (Лена), исторический детектив «Савва Морозов» (Зинаида Морозова), сериал «Чемпион» (Инна Чернышёва), мелодрама «Умница, красавица» (Соня Головина), комедия «Реальные кабаны» (Лиза), лирическая комедия «Немного не в себе» (Людмила), детективная мелодрама «Правила маскарада» (Елена Миллер), мелодрама «Прощание славянки» (Альбина Колоскова), сериал «Самара» (заведующая подстанцией «Скорой помощи» Евгения Владимировна Райская) и многие-многие другие.
Неожиданной стала ее работа в детективно-криминальном сериале «Шериф» (2010), где актриса перевоплотилась в непривычный для себя образ начальника оперативного отдела. Евгения Добровольская признается, что ей всегда нравились милицейские сериалы, и хотелось попробовать себя в роли милиционера.
В 2008 году Евгения Добровольская вышла замуж за кинооператора по имени Дмитрий. В 2009 году у супругов родилась дочь Настя.