Популярные личности

Евгений Вахтангов

Советский актёр, театральный режиссёр
На фото Евгений Вахтангов
Категория:
Дата рождения:
1883-02-13
Место рождения:
Владикавказ, Россия
Дата смерти:
1922-05-29
Место смерти:
Москва, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Итоговой стала для Вахтангова формула «фантастического реализма», с помощью которой он стремился раздвинуть границы бытового и психологического правдоподобия на сцене.


Евгений Багратионович Вахтангов родился 1(13) февраля 1883 года во Владикавказе, умер 29 мая 1922 года в Москве.

Учился на естественном, затем на юридическом факультете Московского университета. В 1911 окончил театральную школу А.И. Адашева и был зачислен сотрудником в МХТ. Вахтангов становится помощником К.С. Станиславского в разработке и проверке нового актёрского метода, вскоре названного «системой Станиславского».

С 1911 вёл экспериментальные занятия по «системе» с группой молодёжи театра, составившей ядро организованной в 1912 1-й Студии МХТ (открыта в 1913, с 1924 2-й МХАТ), поставил здесь «Праздник мира» Г. Гауптмана (1913), «Потоп» Г. Бергера (1915), «Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918).

Одновременно Вахтангов вёл педагогическую работу в ряде других московских театральных школ, продолжал руководить любительскими кружками. В практике Вахтангова осуществлялись идеи студийности (этического «оправдания театра» как творчества жизни), правила безупречной дисциплины и корпоративной ответственности, ненависть к лицедейству.

Среди молодёжных коллективов, где в 1912—22 преподавал Вахтангов, особое место принадлежало Студенческой драматической студии («Мансуровской»), где в 1913 он начал репетировать пьесу «Усадьба Ланиных» Б.К. Зайцева (с 1917 Московская драматическая студия под руководством Е.Б. Вахтангова, с 1920 3-я Студия МХТ, с 1926 Театр имени Евгения Вахтангова).

В 1919 начался новый этап творчества Вахтангова. В спектаклях, поставленных по произведениям старой драматургии, Вахтангову удалось воплотить трагизм исторического слома эпох. Вместе с послеоктябрьскими спектаклями В.Э. Мейерхольда постановки Вахтангова знаменовали начало нового этапа развития искусства режиссуры. Сохраняя общие законы искусства переживания и органику актёрского существования в образе, Вахтангов утверждал необходимость нового сценического языка.

Итоговой стала для Вахтангова формула «фантастического реализма», с помощью которой он стремился раздвинуть границы бытового и психологического правдоподобия на сцене. Реализуя новую программу, дал второй вариант «Чуда Святого Антония» (1921, 3-я Студия), чеховскую «Свадьбу» (1920, 3-я Студия), «Эрика XIV» А. Стриндберга (1921, 1-я Студия). В каждой из постановок с огромной экспрессией выявлялось противоборство тьмы и света, смерти и побеждающей жизни. Наибольшей силы достигал этот трагедийный конфликт в «Гадибуке» Анского (студия «Габима»). Лебединая песня Вахтангова — «Принцесса Турандот» по К. Гоцци, ставшая классикой.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. В доме, где жил Вахтангов в 1918—22 (Денежный переулок, 12; мемориальная доска), в 1923 открыта мемориальная квартира. Именем Вахтангова называлась в 1924—93 улица (Большой Николопесковский переулок) в районе Арбата.



Поделиться: