В 1950 году Евгений Урбанский поступил в Московский дорожный институт, откуда потом перевелся в горный, где творческие устремления будущего актера внезапно нашли «выход» - став активным участником художественной самодеятельности, Евгений впервые всерьез задумался об актерской карьере. Решив в конце концов попробовать свои силы, он отправился в Школу-студию МХАТа на прослушивание, где, несмотря на переполнявшее его волнение, был настолько убедителен, что вмиг очаровал педагогический состав комиссии. "Вам обязательно надо поступать на актерский!" – услышал он тогда совет, последовав которому, в 1952 году явился на экзамены в ту же Школу-студию и, великолепно продекламировав несколько стихотворений В. Маяковского, был принят на курс народного артиста СССР В. О. Топоркова.
Заслуженный артист РСФСР (1962)
Евгений Урбанский родился 27 февраля 1932 года в Москве. Отец актера, Яков Самойлович, был видным партийным работником, направленным в середине 30-х в Узбекистан на должность второго секретаря ЦК ВКП(б), но проработавшим в этом качестве недолго – будучи арестованным как «враг народа», в 1937 году он был сослан в лагерь под Воркутой, а его супругу, Полину Филипповну, с детьми выслали в Алма-Ату. Там Евгений и пошел в школу, в которой проучился до 9-го класса. В 1946 году в связи со снижением срока заключения Якова Самойловича направили рабочим на шахту в Инту, Коми АССР, куда и переехала его семья и где наш герой окончил среднюю школу.
Делая заметные успехи в школе, Евгений еще и увлекался акробатикой и показывал хорошие результаты в этом виде спорта. Кроме этого, нашему герою прекрасно удавалось чтение стихов, в особенности произведений Владимира Маяковского, и он часто выступал с ними на различных торжественных мероприятиях. Но, несмотря на явные способности, особого желания посвятить себя драматическому искусству в то время у Евгения не было.
В 1950 году Евгений Урбанский поступил в Московский дорожный институт, откуда потом перевелся в горный, где творческие устремления будущего актера внезапно нашли «выход» - став активным участником художественной самодеятельности, Евгений впервые всерьез задумался об актерской карьере. Решив в конце концов попробовать свои силы, он отправился в Школу-студию МХАТа на прослушивание, где, несмотря на переполнявшее его волнение, был настолько убедителен, что вмиг очаровал педагогический состав комиссии. "Вам обязательно надо поступать на актерский!" – услышал он тогда совет, последовав которому, в 1952 году явился на экзамены в ту же Школу-студию и, великолепно продекламировав несколько стихотворений В. Маяковского, был принят на курс народного артиста СССР В. О. Топоркова.
Первые два курса талант Урбанского был почти не заметен - лишь с третьего курса Евгений "ожил", став намного смелее и ярче. В то время он довольно долгое время ходил на занятия в горняцком кителе, полученном еще в горном институте, и Олег Табаков, который был его однокурсником, вспоминал: "Он был похож на шахтера, каким его тогда изображали на плакатах, в кино, в театре: здоровый, кудрявый, белозубый".
В 1956 году режиссер Юлий Райзман начал съемки фильма "Коммунист", и Евгений, узнав об этом, тут же явился и предложил себя на главную роль. Сделанные фотопробы понравились не всем, но режиссер, успевший к тому времени просмотреть многих актеров, все же решил рискнуть, взяв никому не известного студента Евгения Урбанского на главную роль коммуниста Василия Губанова.
Съемки, проводившиеся в городе Переславле-Залесском, оставили в памяти Евгения не самые лучшие воспоминания: "Съемки - это какая-то мука, знал бы, не пошел. Я буквально подыхал на съемочной площадке от ужаса, что ничего не выходит. Моя неповоротливость, неумелость угнетали меня почти физически. А Райзман был доволен. Я считал, что половину придется переснимать, а он был доволен и после просмотра материала ходил радостный. Только увидев фильм смонтированным, я понял: все мое - самое мою неумелость - использовал режиссер для Губанова. Так ведь это он - молодец!"
В самом начале съемок у Урбанского действительно почти ничего не получалось – будучи чрезмерно скованным, стеснительным и неповоротливым на площадке, он вызвал недовольство у Софьи Павловой, также являвшейся дебютанткой и игравшей его любимую девушку. Чрезмерная стеснительность Евгения и особенно его зажатость в любовных сценах порой выводила актрису из себя. Не нравился он и остальным участникам съемочного процесса, которые настойчиво уговаривали Райзмана заменить его, пока не поздно. Однако режиссер остался верен своему решению и оказался прав – вышедший в 1957 году "Коммунист" получил главные призы год спустя на фестивалях в Венеции и Киеве, а еще через год картина была названа в числе трех лучших фильмов года по опросу читателей журнала "Советский экран".
Лента «Коммунист» принесла Евгению Урбанскому всесоюзную славу - прохожие узнавали его на улице и просили автографы, а многие режиссеры наперебой стали предлагать ему роли в своих новых картинах. Но Урбанский, помня свои муки на съемках "Коммуниста" и боясь пережить их вновь, не торопился принимать предложения режиссеров и в течение двух лет практиковался в актерстве на театральной сцене, играя в месяц по 22-25 спектаклей.
И вот, наконец, он решился снова сняться в кино - в фильме Григория Чухрая "Баллада о солдате" ему досталась эпизодическая, но примечательная роль безымянного инвалида, которого герой фильма Алеша Скворцов в исполнении актера В. Ивашов случайно встречает на вокзале.
Следующей крупной, но так и не ставшей удачной киноролью актера после роли в «Коммунисте» стала роль таежного проводника Сергея в картине Михаила Калатозова "Неотправленное письмо". По сюжету фильма четверым геологам, отрезанными от лодок с продовольствием и снаряжением разбушевавшимся пожаром в тайге, пришлось спасать друг друга.
Эта неудачная роль настолько повлияла на творческую карьеру Урбанского, что он в течение последующих полутора лет отвергал все предложения сниматься в кино. И лишь в 1960 году согласился снова сняться у Г. Чухрая – этот режиссер был авторитетом для актера.
В отличие от "Баллады о солдате", где у Урбанского был короткий эпизод, в новом фильме Чухрая "Чистое небо" ему досталась главная роль - Героя Советского Союза, летчика Алексея Астахова, и по своей драматургии эта работа была одной из самых сложных в творческой биографии актера. По сюжету картины его герою пришлось пережить различные жизненные коллизии, взлеты и падения: от успеха на службе и внезапной любви до вражеского плена, изгнания из партии, неверия в людей и, как завершение всех жизненных перипетий, медленного обретения веры в себя и в любимого человека.
Эта картина очень понравилась как зрителям, так и критикам – собрав в том же году целый урожай призов на фестивалях в Москве, Мехико и Сан-Франциско, она была признана по опросу журнала "Советский экран" лучшей лентой года.
Во время съемок «Коммуниста» Евгений Урбанский познакомился с актером театра имени Станиславского Евгением Шутовым, который посоветовал Евгению, в то время как раз закончившему Школу-студио МХАТа, поступать в театр имени Станиславского. Урбанский, так и не сбывшейся мечтой которого всегда была прославленная сцена Художественного театра, согласился не раздумывая, и, по случайному стечению обстоятельств, свою первую роль в этом театре, роль Ричарда по пьесе Бернарда Шоу «Ученик дьявола», Евгений сыграл в день премьеры «Коммуниста».
В целом театральная судьба Урбанского складывалась довольно интересно и успешно - за восемь лет своего пребывания в Театре имени Станиславского он сыграл на его сцене 14 ролей: Мышлаевского в "Днях Турбиных" М. Булгакова, Джона Проктора в "Сейлемских ведьмах" А. Миллера, чекиста Лациса в "Шестом июля" М. Шатрова, Пичема в "Трехгрошовой опере" Б. Брехта и другие. Однако, несмотря на то, что к середине 60-х годов наш герой был одним из ведущих актеров этого театра, ни одну из сыгранных им театральных ролей он не считал до конца удавшейся...
В 1963 году актер принял очередное предложение сняться в кино - в картине режиссера Василия Ордынского "Большая руда" Евгений сыграл главную роль - Пронякина. Но, увидев уже готовый смонтированный материал, вдруг расстроился, решив, что роль ему не удалась, да и сам фильм радости не принес.
Примерно в это же время актер прошел пробы на главную роль Егора Трубникова в картине Алексея Салтыкова и Николая Москаленко «Председатель» и, по воспоминаниям Михаила Ульянова, в результате утвержденного на эту роль, «он был актером резким, могучим, с настоящим сильным темпераментом и очень выразительной, прямо скульптурной внешностью. Казалось, и сомнения быть не могло, что Урбанский более подходит к образу Егора Трубникова, к его темпераменту, напору, его силе». Но режиссеры Салтыков и Москаленко потом объяснили, что Урбанский действительно подходит к роли, но может сыграть чересчур героически, очень сильно, отчего исчезнет мужиковатость и некая «заземленность» Егора.
Во время работы в Театре имени Станиславского у Евгения Урбанского и сводившей с ума многих мужчин красавицы Татьяны Лавровой, актрисы этого же театра, случился роман, который спустя несколько лет закончился разрывом – двум сильным, неординарным личностям было совсем непросто ужиться вместе.
Со своей новой любовью Дзидрой Ритенберг Евгений познакомился в 1960 году на Московском кинофестивале. В ту пору ей, уроженке латышского города Лиепаи, было 30 лет, и уже год как она была известна широкому кругу знатоков кино по роли горьковской Мальвы в фильме с одноименным названием. На фестивале в Венеции за эту роль ей был присужден кубок Вольпи, за который с ней соперничали такие звезды западного кино, как Марина Влади, Мария Шелл и Ясудзу Ямада.
С Урбанским Ритенберг познакомилась совершенно случайно - приехав в Москву из Риги вместе с подругой актрисой Вией Артмане, как-то вечером они сидели в дружеской компании, как вдруг отворилась дверь и в комнату вошел шикарно одетый Евгений. Чуть позже, подойдя к Дзидре, он сказал: "А я вас знаю", на что Дзидра ответила: "И я вас тоже". Так состоялось их знакомство.
Через три недели после их первой встречи Ритенберг положили в больницу, поскольку ей была запланирована операция на сердце. Урбанский, чуть ли не ежедневно навещавший ее, после выписки немедленно повел возлюбленную в загс, опасаясь, что, если не сделает этого как можно быстрее, Дзидра уедет к себе в Ригу и их роман завершится.
По воспоминаниям друзей, в повседневной жизни Урбанский был довольно общительным и взрывным человеком. Он прекрасно играл на гитаре, пел, о чем есть немало свидетельств людей, близко знавших его в то время. К примеру, его пению завидовал сам Владимир Высоцкий, в те годы делавший свои первые шаги в творчестве.
Ю. Никулин вспоминал: "Урбанский был незаменимым человеком в компании. Как он пел - никто не мог. Я любил петь под гитару, старался, но никогда не мог, как он..."
Различные творческие вечера, в которых Евгению приходилось участвовать, он не любил, но вовсе не по причине пренебрежения к зрителям, которые пришли на встречу с любимым кумиром, а виной тому была скромность актера, не считавшего себя кем-то выдающимся и откровенно стеснявшегося своей славы. Чтобы скрыть это свое состояние, Евгений, бывало, дерзил со сцены наиболее ретивым зрителям.
Но в семейной жизни Евгений словно преображался и становился совершенно другим человеком. По словам его жены Д. Ритенберг, он был добрым и хорошим мужем, называл ее ласковым именем Джуника.
Жизнь актера оборвала нелепая случайность. Режиссер А. Салтыков (тот самый, который не утвердил Урбанского на роль Егора Трубникова) в своем новом фильме "Директор" предложил ему главную роль. На этот раз актеру предстояло перевоплотиться в директора автомобильного завода Зворыкина, прообразом которого был основатель ЗИЛа Иван Лихачев. Евгений, страстно желая после малоудачной роли в «Большой руде» и неполученной роли в «Председателе» реабилитироваться в глазах своих поклонников, с энтузиазмом принял предложение.
Натурные съемки в столице закончились в конце октября 1965 года, и в начале ноября все участники группы вылетели в Узбекистан. Стоит отметить, что все рискованные трюки в картине Урбанский исполнял сам, хотя у него и был постоянный дублер - спортсмен Юрий Каменцев. выехав рано утром на съемочную площадку в 40 километрах от Бухары, начали снимать проезд автоколонны по пескам. Согласно сценарию машина Зворыкина должна промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить ее. Наиболее сложным кадром в этой сцене был прыжок машины с одного из барханов. В этом не было ничего опасного, но, тем не менее, все же предложили, чтобы снимался дублер. Евгений, подойдя к кинокамере и посмотрев в глазок, сказал, что получится отличный крупный план и он его ни за что не уступит. Первый дубль прошел нормально. Но второй режиссер, который вел в этот день съемку, предложил сделать еще один дубль...
По воспоминаниям Юрия Каменцева, в тот роковой момент находившегося в одной машине с Урбанским, «машина легко рванулась с места, промчалась по настилу, на миг повисла в воздухе и вдруг накренилась и стукнулась передними колесами о песок. В следующее мгновение меня оглушила тупая боль... Чьи-то руки тащили меня по песку. Когда я открыл глаза, увидел перевернутый "газик", а под ним - Женю..."
Каменцев получил сотрясение мозга, а Урбанский со сломанными шейными позвонками был срочно госпитализирован в больницу, по дороге в которую он, к сожалению, скончался…
Гибель Урбанского породила массу всевозможных сплетен и пересудов. Одни судачили о том, что актер захотел заработать лишние 70 рублей и согласился исполнить опасный трюк самостоятельно, другие - что он и вовсе был пьян. Коллеги погибшего артиста были возмущены слухами. Вот что говорил А. Баталов: "Когда про Урбанского сказали, что он погиб, потому что был пьяный, ничего обиднее представить себе нельзя. Я один раз чуть не поругался с залом, чего никогда не делаю, потому что сплетня про Урбанского чудовищно несправедлива. Я-то знаю, что он был наидобросовестнейшим актером, что если он полез в эту машину, которая стала его могилой, то только для того, чтобы эти самые зрители поверили в его героя..."
Евгению Урбанскому было всего 33 года. Он так и не увидел свою дочь, родившуюся через несколько месяцев после его гибели и названную Евгенией в честь отца.
В театре одним из близких его друзей был Евгений Леонов. Вот что он вспоминал позднее об Е. Урбанском: "Мы дружили очень с Женей... Он любил приходить к нам на Вторую Фрунзенскую, но мы с ним часто ссорились... Я его вводил в "Ученика дьявола", и однажды он мне сказал: "Ты актер трюковых приемов, трюкач, нам, героям, сложнее..." И меня это так обидело... Конечно, он это сказал в запале, он был отходчивый и потом все время ко мне приставал: "Чего ты сердишься, за что ты сердишься?" А я не объяснял...".
1962 год принес Евгению Урбанскому звание заслуженного артиста РСФСР; кроме этого, он был принят в ряды Коммунистической партии, что было вполне логичным событием, учитывая сыгранных нашим героем идейных персонажей - Василия Губанова и Алексея Астахова.
Гибель Е. Урбанского поставила крест на съемках картины "Директор". Приказом председателя Госкино они были тут же запрещены, а группа распущена. Режиссер А. Салтыков, отлученный от режиссуры на полтора года, только в 1967 году, вновь вернувшись на съемочную площадку, снял фильм "Бабье царство". В 1969 году режиссер добился разрешения вновь ставить "Директора"; на этот раз в роли Зворыкина снялся Николай Губенко. Фильм вышел на экраны страны и был неплохо принят публикой.
В 1968 году на экраны страны вышел документальный фильм режиссера Е. Сташевской-Народицкой "Евгений Урбанский".
1957 Коммунист
1959 Баллада о солдате
1959 Неотправленное письмо
1960 Испытательный срок
1961 Мальчик и голубь - короткометражный
1961 Чистое небо
1964 Большая руда
1964 Пядь земли
1966 Царь и генерал (Болгария)