Евгений Александрович Рыбасов, руководитель компании 'IT Центр Рыбасова', специализируется на разработке программного обеспечения для организаций корпоративного уровня.
Некоторые считают, что настоящий, серьезный бизнес может строиться лишь на продаже вещей материальных. Пища, мебель, металлоконструкции – все это реально, осязаемо и вполне может быть оценено по вполне логичным критериям. С информационными технологиями дело обстоит традиционно сложнее – многие до сих пор не могут привыкнуть к тому, что за абсолютно нематериальные программы можно платить вполне реальные деньги. Ситуация, однако, постепенно меняется; культура работы с программным обеспечением понемногу развивается и у нас.
Евгений Александрович Рыбасов, руководитель компании 'IT Центр Рыбасова', специализируется на разработке программного обеспечения для организаций корпоративного уровня.
В ИТ-сфере Рыбасов работал уже довольно давно; столь же давно он планировал оставить работу в чужих компаниях и создать собственное дело. Кредитами и внешними инвестициями Евгений предпочел не пользоваться, обходясь исключительно собственными средствами. Средств этих на тот момент у Рыбасова было сравнительно немного – 150 тысяч рублей; впрочем, в наше время сумма эта существенно возросла – примерно в два раза. Объясняется это преимущественно высокой конкуренцией на рынке ИТ-услуг – каждый год на рынок выходит все больше и больше новых мелких компаний, да и игроки федерального уровня в регионы выбираются все чаще и чаще. Уровень вложений, впрочем, во многом определяется имеющимися у вас амбициями – если вы планируете создать действительно масштабную компанию, то без инвестора обойтись будет трудно; напротив, если вы собираетесь создать небольшую компанию, работающую на небольшую группу клиентов, то обычного ИП – и всех сопутствующих расходов – вполне хватит.
Первое желание начинающего бизнесмена – сэкономить на расходах. Здесь следует запомнить одну вещь – никогда не пытайтесь сэкономить на зарплатах сотрудников; так уж сложилось, что именно ваши работники являются залогом вашего успеха. С остальными статьями дела обстоят легче – вам вряд ли понадобится особо проходимый офис, да и на Интернете и телефонии при старании тоже можно сэкономить.
Ключевых сотрудников вашей компании можно условно разделить на две одинаково важных группы. Во-первых, предлагаемый продукт нужно произвести; следовательно, вам понадобятся специалисты технического профиля – программисты, аналитики и разного рода консультанты. Во-вторых, получившийся продукт нужно продать – и без специально подготовленных профессионалов тут также обойтись удастся вряд ли. Оценить таланты продажников на этапе собеседования, увы, довольно трудно; к отбору технических специалистов следует подходить куда более тщательно.
Предлагаемые товары нужно рекламировать; Рыбасов, к сожалению, после долгих исследований пришел к выводу довольно печальному – от традиционных методов рекламы пользы немного. В информационном бизнесе куда большую пользу приносит 'сарафанное радио' – сумейте угодить одному клиенту и очень скоро другие клиенты придут к вам сами.
Довольно серьезный удар по ИТ-индустрии нанес кризис; увы, многие компании в первую очередь решили экономить именно на программном обеспечении. Сейчас ситуация постепенно выправилась – предприниматели поняли, что как раз на ИТ экономить не стоит. Увы, в полной мере это понимание пришло не ко всем; вполне возможно, что во время второй волны кризиса – которую экономисты предвещают нам с возрастающей интенсивностью – ИТ-индустрия опять получит серьезный удар. В любом случае, пока ситуация выглядит вполне стабильно – и этим периодом затишья вполне можно воспользоваться в своих целях.