На вопросы для сайта Diary.Ru отвечают:
директор ООО "Кубанская интернет-компания" Евгений Руденко
главный редактор портала ЮГА.ру и руководитель проекта @дневники Антон Смертин
Добрый день. Расскажите, пожалуйста, историю появления diary.ru.
-Добрый день. Наш проект появился как приложение к форуму регионального портала Краснодарского края ЮГА.ру (www.yuga.ru) – Mylife.yuga.ru. Завести свой дневник мог любой зарегистрированный участник "Форума на ЮГАх", а любой владеле
ц дневника получал возможность участвовать в обсуждении форумных тем. Общими с форумом были и профиль участника, и аватары (юзерпики), и алиасы (подписи под аватарами), а также внутренняя почта – ю-мейл.
На первом этапе почти все пользователи Mylife.yuga.ru были жителями Краснодара и Краснодарско
го края. Затем сработал вирусный маркетинг – стали подтягиваться участники из Москвы и Питера, затем из Сибири. Потом появились иностранные гости из Прибалтики, Германии, Израиля, хотя первый "заграничный блог" велся вообще из Южной Кореи – прямо с чемпионата мира по футболу.
Людей привлекали пр
остота использования, наборы дополнительных функций и полное отсутствие пафоса самого у проекта и его администрации.
11 сентября 2002 года был зарегистрирован новый домен www.diary.ru – успели перехватить его у некоего агентства "Diary", которое не продлило свои права. Именно тогда блог-сервис ок
ончательно оформился как самостоятельный проект.
В апреле 2003 года мы перешли на новый движок и новый вариант дизайна, существенно поменяли навигацию.
В сентябре 2004 года у нас появились сообщества – коллективные дневники с возможностью предварительного отбора участников. Сообщества объедине
ны в каталог по темам.
Стоит отметить, что проект Diary.Ru никогда бы не стал таким популярным ресурсом без помощи наших пользователей, которые сами придумывают новые функции или варианты улучшения старых, стоически сносят периоды нестабильности в работе и вообще считают @дневники не просто сайто
м, а своим личным пространством в Сети. И, разумеется, без постоянной работы команды программистов и администраторов. Каждый из тех, кто создавал сайт, потом стоически его вел: выдумывал новые фишки, находил решения технических и человеческих проблем, отвечал на десятки тысяч писем пользователей в т
ечение пяти лет, оставил здесь не только силы и знания, но и частицу души, за что им всем – огромное спасибо.
А вообще, конечно, наш сайт вряд ли появился бы без гениальной идеи Брэда Фицпатрика и его детища – Livejournal.com. Владелец diary.ru Евгений Руденко воспользовался возможностью личной
встречи в Москве и поблагодарил господина Фицпатрика за великолепную идею, чему несколько присутствовавших при этом сотрудников компании "СУП" даже поаплодировали.
Кому принадлежит diary.ru?
-Сайт, права на домен и товарный знак принадлежат ООО "Кубанская интернет-компания" (Краснодар), http:
//kubic.ru, обычно нас так и называют – Кубик.
Понятно. А почему было выбрано название Diary?
-Когда встал вопрос о домене второго уровня, мы перебирали подходящие слова на английском либо в латинской транскрипции. Но все, что нравилось и подходило по смыслу, было уже занято.
А потом вспо
мнили про "diary", и оказалось, что владельцы домена не продлили права на его аренду. Мы тогда срочно подняли среди ночи системного администратора и отправили его регистрировать доменное имя.
Ласково пользователи называют сайт "дайриками", а неласково "диареей". А некоторые еще и "собако-дневника
ми", потому что один из зарегистрированных в качестве товарного знака вариантов - @дневники.
Объясните тогда, пожалуйста, и выбор логотипа.
-Это стилизованное перо ручки – необходимого атрибута для ведения бумажного дневника и одновременно знак @ (совсем, правда, стилизованный). Вместе получа
ется @дневники – дневники в интернете.
Вспоминая историю проекта, вы уже упомянули несколько дат. А какую дату все-таки вы считаете за день рождения diary.ru?
-Днем рождения проекта считается 5 марта 2002 года, в этот день была запущена первая версия сервиса онлайн-дневников с адресом mylife.
yuga.ru (хотя, как уже говорилось, первые ники были зарегистрированы еще на форуме, в 2001 году).
diary.ru всегда существовал в нынешнем виде, с нынешним дизайном?
-Блог-сервис задумывался нами лишь в качестве приятного дополнения для посетителей форума на ЮГАх и обладал не слишком большим на
бором функций.
Кроме того, первая версия была написана на основе все той же версии форумного движка VBulletin, поэтому все ограничивалось доступными для данного ПО возможностями. Дизайн также был практически традиционным форумным.
Прошло очень мало времени и в этих рамках нам стало тесно – в
едь уже при 300 посетителях одновременно находящихся на сайте, он просто отказывался работать, потому что очередь запросов пользователей к серверу росла быстрее, чем он умел отвечать.
Мы внимательно отслеживали потребности пользователей, учитывали их пожелания и добавляли к этому то, что хотелось
бы видать нам – тоже активным блогерам.
Летом 2003 года мы разработали собственную версию блогового движка, расширили функционал, видоизменили внутреннюю структуру сайта и полностью поменяли дизайн и управление настройками пользователя.
Можете ли вы сейчас ответить на вопрос: "Для кого созд
авался diary.ru?"
-С первого дня и до сегодняшнего мы создаем сайт для жизни – в самом широком смысле этого понятия, для себя и других хороших людей (смеется)
Поэтому цель всегда неизменна – делать интересный, живой и дружественный к пользователем проект.
Вы уже успели поблагодарить Брэда
Фицпатрика. А на другие сервисы, кроме Livejournal.com, не ориентировались?
-Нет, единственным ориентиром был Livejournal.com.
Причем мы сознательно не изучали его и даже не подсматривали – для того, чтобы не повторять имеющиеся сервисы и пути их реализации, а создать собственные. Не стать кл
оном, но отличаться в лучшую сторону. Что-то удалось в большей степени, что-то пока в меньшей.
Как вы в настоящее время позиционируете diary.ru?
-Политически и религиозно не ангажированный сайт с весьма дружелюбной атмосферой для адекватных людей всех национальностей и любого образа жизни, на
котором есть место всему, кроме проявлений любого вида агрессии.
Получал ли сайт diary.ru премии, награды?
-Нет, наш сайт не принимал участия ни в каких конкурсах, и премий, соответственно, не получал.
Главная награда для нас – это лояльность и доверие пользователей.
Сколько человек
работает над поддержкой diary.ru?
-На этапах создания над сайтом трудились одновременно 5-7 технических специалистов, не считая проектировщиков и администраторов. Потом число занятых в проекте людей уменьшилось. Долгое время мы были не слишком свободны в средствах, потому штат был ограничен необх
одимым минимумом: 1 программист, 1 сисадмин и 1 верстальщик. В роли постановщиков задач выступают администраторы – те, кто работает с пользователями. Из 7 администраторов двое не являются сотрудниками "Кубика" и живут за рубежом – это дает нам охват других временных зон, позволяя обеспечить почти кр
углосуточную работу с посетителями. Администраторы – поистине героические люди, до сих пор работающие бесплатно, за любовь пользователей.
Сами задачи развития и усовершенствования зачастую возникают, что называется, "от лени" администраторов: когда мы видим, что от пользователей часто поступают о
днотипные просьбы или вопросы, то стараемся сделать так, чтобы просьбы прекратились – меняем интерфейс, добавляем, объединяем, разделяем какие-то функции и получаем в ответ неизменное "Огромное спасибо! Наши админы лучше всех!" Это принцип релаксации в действии – чем больше потребностей посетителей
сайта мы удовлетворим на программном уровне и в текстах описаний, тем меньше писем будет поступать от юзеров, тем меньше работы будет нам, администраторам. А еще нам очень помогают продвинутые пользователи, отвечая в сообществе техподдержки и просто в дневниках на вопросы новичков.
Расскажите чу
ть подробнее - как начиналась жизнь diary.ru? Как раскручивался проект на начальном этапе?
-В качестве первой рекламной площадки проекта использовался наш информационный портал ЮГА.ру (www.yuga.ru), частью которого, как уже говорилось, была первая версия дневников. Первыми участниками и были его
посетители, затем – их друзья и знакомые, потом их знакомые…
Затем стали откручивать баннеры в обменных сетях – сначала региональных (Юг России), потом федеральных (преимущественно развлекательных). Одновременно делалось и размещалось несколько вариантов баннеров, каждый из которых был ориентиров
ан на отдельную группу наших потенциальных пользователей. Мы откручивали баннеры в со словами: "Твое личное пространство в Сети", "Здесь можно быть самим собой или кем-то еще…"
Параллельно обратили внимание на большой процент посетителей, приходящих по ключевым поисковым запросам – например, "дн
евники", "онлайн-дневники", "дневники в интернете" etc. – и занялись продвижением в основных поисковых системах (SEO). Причем наиболее эффективным для раскрутки оказалось как раз грамотно использовать возможности поисковой оптимиации.
А еще – относились к пользователям как к людям, а не наборам
символов на экране, которые к тому же постоянно чего-то хотят. И сейчас многие новые авторы дневников приходят на сайт по совету друзей и знакомых, которые рассказывают о том, "как здесь душевно". "Сарафанное радио" в интернете чрезвычайно эффективно ввиду абсолютной легкости перехода по гиперссылке
для проверки мнений и слухов, к тому же, здесь оно работает настолько быстро, что равного примера другой среды для сравнения не существует.
Рекламируется ли diary.ru в настоящее время?
-Мы не занимаемся рекламой и продвижением сайта уже года три, с тех пор, как посещаемость сайта достигла пр
едела технической возможности.
Стоило нам улучшить условия: подключить новый сервер или оптимизировать скрипты, как посещаемость сразу возрастала, а весь запас прочности оказывался "съеденным". Получалось, последние три года сайт работал на этом пределе – понятно, что рекламировать его в таких у
словиях мы не могли.
В ближайшем будущем мы надеемся решить чисто технические проблемы – пути и средства уже определены, и работа уже ведется. После этого мы планируем начать активную рекламную кампанию, причем не только в Сети.
Тяжело ли было завоевать доверие пользователей? Пытались ли вы к
ак-то влиять на содержание дневников пользователей?
-Вопрос доверия пользователей – наиважнейший. Изначально нам было понятно, что ресурс должен быть таким, какие мы сами – нашим продолжением в Сети, ведь долго "быть кем-то еще" любому человеку, в том числе и администратору, довольно сложно и его
настоящее нутро рано или поздно прорвется наружу, поэтому правильнее с первого дня "быть самим собой".
В любом обществе существует некоторое понятие "нормальности", без которого большой группе людей просто не выжить. Нужно быть законопослушными, политически не ангажированными, толерантными к вер
оисповеданию, национальности, социальному положению, вкусам и предпочтениям окружающих нас людей. Мы считаем себя именно такими людьми, поэтому и наш сайт должен быть таким же. С самого начала в @дневниках действовало лишь одно правило: "Каждый пользуется полной свободой до тех пор, пока она не прот
иворечит свободе кого-то другого". Администраторов мы подбирали таких же, как мы сами, близких по духу и отношению к жизни.
Наша вера в "нормальность" человечества оказалась несколько преувеличена, но не слишком сильно. Подавляющее большинство людей являются вполне адекватными, проявляя индивидуа
льность в записях и комментариях. Они излагают свои мысли, впечатления от событий, пишут стихи и рассказы, выкладывают фото и рисунки, делятся приколами и полезными ссылками, спрашивают совет и с интересом отмечают изменения в себе за годы ведения дневника и т.п. Записи, в которых они рискуют вызват
ь насмешки, обиду или гнев читателей, делают закрытыми для всех, кроме доверенного круга лиц – это все нормально.
Однако некоторым стоит лишь ввязаться в конфликт, встав на защиту товарища, как индивидуальность улетучивается, и они превращаются в часть орущей толпы, слышащей только себя. Тогда ад
министраторам приходится вмешиваться и разнимать "фронты".
Постепенно жизнь заставила нас ввести более четкие правила, потому что свобода воинствующих проповедников личных точек зрения то и дело оборачивалась агрессией против очевидных свобод – тематики, стиля, порядка ведения – остальных дневник
ов и сообществ. Долго и терпеливо мы объясняли пользователям, что нормальная обстановка на сайте для нас гораздо важнее численных показателей посещаемости, хотя мы всегда открыто радовались их неуклонному росту. Доказывали на деле, что не станем терпеть: ни нацистских выходок, ни описания кровавых и
здевательств над людьми и животными, ни советов опытных наркоманов начинающим, ни других отклонений от нашего, весьма широкого понимания "нормальности". И это дало свой результат – на сайте вполне приемлемая атмосфера, более опытные пользователи помогают новичкам и предупреждают их о том, как поступ
ать не следует.
Мы всегда рассказываем в официальном дневнике администрации о планах по развитию, о текущих проблемах и ходе их решения, объясняем причины нестабильной работы в каждом отдельном случае и приносим свои извинения за недоступность сервера. Поэтому, хочется верить, люди чувствуют, что
администрации не все равно, какие эмоции они испытывают, ведя здесь свой блог.
А были ли случаи удаления дневников? Например, за рекламу, спам? Как вы находите нарушителей?
-У нас есть правила сайта, в которых перечислено то, что делать запрещено. Нам кажется, что, постепенно меняясь, правил
а со временем стали отражать точку зрения если не 99, то уж не меньше 95% пользователей.
Администраторы никогда специально не выискивают нарушения правил, у нас нет ни времени, ни желания заниматься этим. Обо всех нарушениях нам сообщают пользователи. Мы исходим из того, что если никто не жалует
ся на изображения и тексты, формально нарушающие правила сайта, значит они никого не оскорбляют, либо доступ к ним ограничен и они не видны тем, кого могли бы оскорбить, а стало быть, их все равно, что нет на сайте.
В общем, это соответствует тому, что происходит в реальной жизни: любой может ра
списать стены комнат в своей квартире призывами к свержению существующего строя, но его за это не посадят в тюрьму, потому что преступления никто не видит, и потому его нет.
Но, допустим, вам пожаловались на какой-то определенный дневник. Что дальше?
-Обнаруживая дневник, нарушающий правила с
айта, администратор обращается к его владельцу с требованием устранить нарушения в определенный срок. Если затем он видит, что автор дневника заходил на сайт, читал письмо администратора, но не выполнил требования, к нему могут быть применены различные меры воздействия, вплоть до крайней – удаления
дневника и регистрации логина. Поведение администратора зависит от степени тяжести нарушения и оценки личности автора по его записям и комментариям.
Конечно, нам приходилось удалять дневники. Чаще всего по причине нарушения российского законодательства и содержащихся в блоге текстов, унижающих до
стоинство людей какой-то расы или группы граждан, призывов к насилию и т.п. Еще бывают дневники, в которых автор выдает чужие фото, стихи или рассказы за свои собственные. Как правило, такие дневники находят в поисковых системах сами же авторы и пишут нам. Если подобное воровство составляет основу д
невника, они тоже удаляются.
В чем, по вашему мнению, выражается "фишка" diary.ru, которая определяет желание пользователя вести дневник именно с помощью вашего сервиса?
-Вы знаете, об этом бы лучше спросить у пользователей. В блогах наблюдается естественная миграция "блоговедов", которые ищу
т для себя более подходящее место в Сети. Одних привлекают лучшие функциональные возможности, другим важнее удобство интерфейса, третьим – приятная компания или профессиональное сообщество.
Свою роль играет и известность сервиса, и количество онлайн-знакомых, уже ведущих здесь свои блоги, и загад
очная вещь, которую принято называть "атмосферой". Нам не раз приходилось слышать, что "дайри – самое теплое место, которое встречалось в Сети".
Поскольку, как уже говорилось, всегда мы стремились сделать "Дневники" продолжением своей сути и местом, комфортным для жизни адекватных людей, то и пр
еимущества сайта Diary.ru исчезнут только вместе с нами – командой разработчиков и администраторов.
Ну, а если затрагивать не только ваш сервис - что определяет желание человека завести свой блог, начать вести дневник?
-Причины самые разные и, порой, противоположные по характеру: затянувшаяся
депрессия или безудержное счастье, которым непременно надо поделиться со всем миром; поиск места для уединения, наблюдения, размышлений или поиск большой аудитории; желание послушать или быть выслушанным; желание показать на что способен или желание поучить других; поиск друзей, жениха или невесты,
в конце концов – здесь возможно все.
Итак, пользователь решил вести дневник, причем выбрал diary.ru. Можете ли вы выделить какие-то основные проблемы/моменты, с которыми сталкиваются пользователи diary.ru на начальном этапе?
-Думаю, что проблемы возникают лишь у неподготовленных пользователе
й, у которых, к тому же, нет знакомых на сайте.
Еще есть категория людей, которые в течение двух-трех минут после регистрации находят ссылку "Написать администратору" и немедленно задают элементарные вопросы с темой письма "HEEELP!!!", не удосужившись прочитать разделы помощи и FAQ. Видимо, когд
а у них дома перегорает лампочка, они немедленно звонят дежурному горэлектросети и, если к ним немедленно не выезжает аварийная служба, требуют дать номер прямого телефона Чубайса.
Иногда дневник начинается словами "Ну что ж, попробую завести дневник и на этом сайте". Таким пользователям все боле
е-менее понятно, они с удовольствием обнаруживают и изучают появившиеся возможности, сравнивают с другими блог-сервисами, радуются или огорчаются, но перепробуют все – именно этому посвящены записи первых двух недель.
Иногда пользователь в первой записи объявляет, что пришел всех любить (удивлять
, изобличать, учить, воевать… вариантов много) – бывает интересно проследить за тем, как быстро он забывает, зачем пришел.
На главной странице сайта у нас выводится статистика обновлений: ссылки на новые дневники, записи, комментарии, сделанные сегодня, вчера, за неделю и т.д. Пользуясь этим, в @
дневниках периодически возникает и затухает движение т.н. "дефлораторов", которые дружно кидаются поздравлять каждого из ежедневных 300 новичков с заведением дневника. Новички, понятное дело, либо пугаются такого флэш-моба, либо с тут же восторгом клянутся в вечной люви к такому дружелюбному сайту –
в любом случае "дефлораторы" остаются довольны произведенным эффектом.
Что, несомненно, всем нравится – совсем уж неадекватные персонажи и откровенные скучные хамы слишком долго здесь не задерживаются, так как нет полноценной компании.
А сколько в настоящее время у diary.ru зарегистрированны
х пользователей?
-Сейчас на сайте зарегистрировано примерно 260 тысяч пользователей и 170 тысяч дневников, из которых около 50 тысяч хранятся в архиве (не велись более полугода). Но это не все пользователи и дневники, которые были зарегистрированы с начала работы сайта. Полтора года назад мы пров
ели чистку "мертвых" логинов и не ведущихся дневников, чтобы освободить занятые короткие имена и немного почистить базу. Было удалено около 80 тысяч регистраций и 50 тысяч дневников.
Каково примерно соотношение активных/неактивных пользователей?
-Ну, смотря кого считать активным. У нас дневни
к переносится в архив, если в нем не было сделано ни одной записи в течение 6 месяцев. Таких дневников около 50 тысяч, следовательно, активных в течение последнего полугодия – 120 тысяч. В месяц в них делается 730 тысяч записей.
Однако, по словам сотрудника "Яндекса", у нас на сайте самый большой
удельный вес закрытых записей и дневников – от 40 до 50%, тогда как в ЖЖ, например, закрытых – всего 17%. В рейтинге Блог.Яндекса записи с ограниченным доступом не учитываются.
Неактивные пользователи - это проблема?
-То, что люди не ведут дневники, но регистрируют логин и, таким образом, по
лучают возможность иметь свои настройки доступа, подписку и френд-ленту – проблемой не является. Популярность блог-сервиса ведь определяется не только по числу постоянно пишущих авторов, но и по числу читающих.
Кстати, о рейтинге Блог.Яндекса. Он ведь появился относительно недавно. Повлияло ли к
ак-то его появление на развитие diary.ru?
-Появление рейтинга совпало по времени со сменой хостинга и заменой оборудования, наш сайт 2 недели не работал совсем, после чего нас еще 1,5 месяца преследовали частые различные сбои с остановкой сервиса, частичной потерей данных и последующим их восстан
овлением с резервных копий.
По результатам опубликованных опросов мы знаем, что узнаваемость имени сайта Diary.ru после появления рейтинга Яндекса значительно выросла. К сожалению, нам это никак не помогло, потому что пришедшие к нам новые посетители не обрадовались техническим отказам сервера и
поспешили покинуть сайт.
Рейтинг на blogs.yandex.ru - удачный проект?
-Думаю, да. Ведь он позволяет судить о размере блог-сервисов и активности его пользователей. Разумеется, весьма интересно видеть топ-рейтинг самих блогов, списки самых обсуждаемых тем, самых читаемых сегодня записей. Все э
то любопытно и здорово. Мне это просто интересно, как жителю интернета, а всяким социологам, психологам, политологам – хоть мы их и не любим, как говорил А. Райкин, но им тоже пригодится – для исследовательской работы и составления "растворов для промывки мозгов".
Кроме того, здесь сразу видны в
се ваши "конкуренты". Как у вас строятся отношения с аналогичными проектами? Пытаетесь ли вы сотрудничать?
-Да, точно - на blogs.yandex.ru блог-сервисы выстраиваются в столбик – по числу записей, сделанных пользователями за сутки. Сайты, которые постоянно присутствуют в этом списке, и есть основн
ые конкуренты в российской блогосфере.
До последнего времени мы занимали в этом списке третью строчку, но в январе нас догнал сайт блогов на Mail.ru.
Я встречался с руководством компании "СУП", получившей контроль над так называемой "кириллической" частью ЖЖ, с руководителем портала Mail.ru Д
митрием Гришиным, но лучше всего знаком с владельцем Liveinternet.ru Германом Клименко, а также Valez’ом – "сердцем и пламенным мотором Ли.ру". Они замечательные люди и среди них нет человека, с кем мы не могли бы или не хотели сотрудничать. Есть несколько вариантов, которые были бы интересны всем,
но что в итоге получится – покажет будущее и говорить о них пока рано.
Кто он - пользователь diary.ru? Устраивались ли какие-то опросы аудитории, можно ли говорить о портрете среднестатистического пользователя?
-Девушка или юноша 16-25 лет. Живет в крупном российском городе, учится в вузе. Ув
лекается музыкой, чтением, много времени проводит в интернете. Но это "усредненные" данные.
Заполнение информации о себе в разделе Профиль пользователя у нас является делом добровольным, и потому точной информации нет. Однако, на странице http://diary.ru/info.php всегда можно посмотреть актуальны
е данные, составленные из заполненных профилей. Судя по заполненным анкетам, среди наших пользователей: 70% - женщины и 30% - мужчины. Мужчины менее охотно заполняют свои анкетные данные. С учетом этого обстоятельства, ниже приведенные данные в большей степени характеризуют женскую часть пользовател
ей, нежели мужскую.
Среди указавших свой возраст: 13..15 лет - 11%, 16..17 - 23%, 18..20 - 35%, 21..25 - 22%, 26..30 - 6%, 31..35 - 2%.
Среди указавших страну проживания: Россия - 75,46%, Украина - 6,61%, Беларусь - 3,48%, Эстония - 2,68%, Латвия - 2,04%, Израиль - 1,54%, США - 0,97%, Германия
- 0,79%, Литва - 0,74%, Казахстан - 0,56%, Великобритания - 0,52%.
Среди указавших город: Москва - 29,05%, Санкт-Петербург - 12,29% Минск - 2,65%, Киев - 2,48%, Таллинн - 1,6%, Рига - 1,59%, Новосибирск - 1,44%, Екатеринбург - 1,41%, Краснодар - 1,27%, Владивосток - 1,19%, Ростов-на-Дону - 1,15%
, Одесса - 1,15%, Нижний Новгород - 0,87%, Воронеж - 0,66%, Самара - 0,63%, Челябинск - 0,6%, Казань - 0,59%, Иркутск - 0,57%, Зеленоград - 0,53%, Уфа - 0,52%.
Бывали ли попытки взлома diary.ru, хакерские атаки?
-Нам известны имена троих человек, пользователей дневников, нашедших в 2002-2003
годах уязвимости в программном обеспечении. Мы очень благодарны им за то, что они показали нам, каким образом злоумышленник может навредить сайту.
Попытки взлома бывали и продолжаются постоянно, но нам неизвестно об успешных попытках.
Есть ли у diary.ru какие-то подпроекты?
-Были некоторые
задумки, оставшиеся пока нереализованными, потому говорить о них рано.
Сотрудничает ли diary.ru с какими-то другими сайтами?
-Мы сотрудничаем с фирмой контент-провайдером, обеспечивающим SMS-услуги для пользователей дневников. Это краснодарская компания, и выбор ее обусловлен, помимо прочего
, еще и тем, что в которой работают двое наших бывших специалистов, принимавших участие в создании сайта дневников.
Партнерские программы, которые мы пытались раскрутить, ощутимого результата не принесли: это, в частности, сотрудничество по поиску жилья в Санкт-Петербурге, казино, астрологические
прогнозы. Контекстная реклама "Бегуна", к сожалению, сильно подешевела для рекламодателей, и доходы от нее за последние полгода сильно снизились.
Поэтому интересные партнерские решения у нас еще впереди.
Можно ли говорить, что diary.ru - прибыльный проект?
-Нет, пока проект убыточный, но уж
е не слишком убыточный. Рекламодатели у нас бывают эпизодически, однако мы чувствуем, что интерес к сайту, как рекламной площадке, возрастает.
Я думаю, что у умной рекламы – большие перспективы. Блоговый сайт имеет особенности по сравнению с другими, но нужно правильно оценить имеющуюся информаци
ю. По статистике Alexa.com можно видеть, что сайты с посещаемостью в несколько раз большей, чем у нас, генерируют в несколько раз меньший трафик. Очевидно, что на нашем сайте пользователь проводит намного больше времени, каждый день он открывает десятки или и сотни страниц. Это весьма лояльная и тем
ценная аудитория, относящаяся ко всему, что предлагается на сайте, с гораздо большим доверием, по сравнению с любым другим потребителем рекламы. Этим нужно грамотно пользоваться и, главное, уважать ее. Рекламируя все подряд, можно легко испортить созданный уровень доверия. Здесь нужен какой-то иной
подход и совершенно неприемлем обман или бесконечный "долбеж".
Хотелось бы услышать вашу экспертную оценку: в каком направлении будут развиваться онлайн-дневники?
-Часто говорят, что за блогосферой и социальными сетями – будущее интернета, что скоро интернет-дневники вытеснят и СМИ, и форумы
, и еще что-нибудь. Но это лишь один из вариантов событий, наиболее любимый теми, кто пытается привлечь к себе внимание инвесторов. Все мы находимся пока на том этапе, когда двинуться можно в любую сторону.
Вполне возможно, что никуда качественное развитие онлайн-дневников и не движется ни за руб
ежом, ни у нас, а есть лишь количественный рост и, хочется верить, "повышение удобности" для каких-то конкретных целей каждого отдельно взятого блогера.
Просто есть интернет-дневники, они вполне самодостаточны, как сковорода или сотовый телефон. Но производители, стремящиеся успеть за прогрессом
(или просто движимые корыстью), непременно будут встраивать в сковородки датчики готовности яичницы и дозатор силы удара по голове пьяного мужа и т.п., а в телефоны – шагомер, барометр, психометр, дозиметр, измеритель общего самочувствия и прочие полезные штуки. Однако телефон все равно будет нужен
для того, чтобы позвонить, а сковорода – чтобы поджарить еду.
Можно говорить, что развитие телефонов и сковородок движется в сторону пультов управления жизнью. В таком случае, можно считать, что блоги движутся в сторону объединения в себе всех аспектов жизни интернет-пользователя.
В настоящее
время с онлайн-дневниками происходит интересная вещь. С одной стороны, люди стремятся к социализации – хотят максимально широко заявить о себе самым положительным образом, что позволит найти новых друзей или работу, подарит возможность заработать на своем блоге или просто потешит самолюбие.
С дру
гой – человек стремиться найти новые пути отрешения от окружающего мира и постоянно пытается создать в Сети свое личное пространство. И, быть может, скоро у всех пользователей будет по несколько дневников: неиндексируемые – для себя и для друзей, а индексируемые – для составления своего симпатичного
социального портрета.
Ходят ли про diary.ru какие-то слухи?
-Ходят, наверное, куда же без них. Надо пораспрашивать, а то мы до сих пор этим как-то не интересовались.
Как часто о вас пишут СМИ? Как часто обращаются к вам за комментариями?
-Непосредственно о нас пишут редко, потому что
большинство журналистов крупных изданий предпочитают рассуждать о ЖЖ, потому что сами ведут там блоги.
Всплеск интереса к интернет-дневникам в российских СМИ возник после появления информации о покупке компанией "СУП" прав на управление кириллической частью ЖЖ. Нам тоже звонили с вопросами "Уже п
окупает ли вас какой-нибудь олигарх и за сколько?" или "Реально ли зарабатывать на блогах большие деньги и сколько это примерно в миллионах долларов?".
Хотя иногда спрашивают и об общей ситуации в блогосфере, и о перспективах рекламного рынка или зачем знаменитостям свой дневник в Сети?
Как
часто вам приходят письма от пользователей? Помогают ли советами? Ругают? Прислушиваетесь ли вы к пожеланиям своих пользователей?
В обычные дни нам приходят десятки писем в день. Когда у нас что-то не работает – сотни. Ежедневно мы получаем письма со словами благодарности – просто за их любимый с
айт или за наш "нелегкий труд", за то, что где-то что-то стало лучше и удобнее. Даже когда сайт нещадно глючит, некоторые пишут нам письма со словами поддержки и надежды на лучшее будущее.
Получаем мы и немало упреков, как с конкретными жалобами на ошибку, так и с общими – от усталости борьбы с "
тормозами" или отказом сервиса выполнить запрос.
Многие сервисы были сделаны по просьбам пользователей. Нельзя сказать, что мы сами ничего не планируем, а только ждем подсказок пользователей. Наш список новшеств всегда полон и составлен на несколько месяцев работы. Но пользователи иногда заставля
ют нас сделать удобнее уже реализованный и объявленный сервис. Вся история развития и изменений работы сервиса – в дневнике администрации сайта: "@дневники: изнутри", находящемся по адресу: http://diary.ru/~diary-spirit.
Устраивает ли diary.ru оффлайн-мероприятия для своих пользователей?
-В к
аждом городе, даже с небольшой численностью участников сайта, как правило, есть энтузиасты-организаторы, есть постоянное место и дни встречи дневниковцев. Нашей заслуги в этом нет.
Сложность организации офлайновых мероприятий в том, мы находимся в Краснодаре, а большинство наших пользователей не
т: около 30% – в Москве, 12% - в Питере, и т.д. Краснодар вообще лишь на 9 месте в списке городов нашего присутствия.
Но празднование своего 5-летия мы собираемся устроить 5 марта 2007 года в Москве. Команда разработчиков и администраторов приедет в столицу на встречу со своими любимыми пользоват
елями.
В будущем мы собираемся наладить регулярную офлайновую жизнь. Как именно – пока не скажем.
В заключение хотелось бы узнать о планах diary.ru.
-Ближайшие планы:
приобрести новую современную технику с высокой степенью отказоустойчивости;
запустить дополнительные платные с
ервисы;
начать проектирование и разработку новой версии дневников с масштабируемой базой данных, в которой качественно улучшить многие имеющиеся сервисы, снять или увеличить порог ограничений;
создать и запустить многие новые сервисы, включая улучшенный офлайновый и мобильный клиент;
ввест