Немецкий философ; занимался также вопросами политэкономии и права. Сын прусского чиновника. Юрист по образованию. Приват-доцент Берлинского университета (1863—77). Дюринг предпринял попытку построить собственную систему «философии действительности», которая, по его словам, утверждает новый способ мышления.
Однако его построения оказались смешением элементов метафизического материализма, позитивизма и кантианства. Он считал философию априорным учением о конечных истинах. Мир, по Дюринг, не имеет конца, но имел начало во времени, чему предшествовало состояние абсолютного покоя. Переход от покоя к движен
ию Дюринг объясняет при помощи понятия некоей «механической силы», якобы присущей материи. Т. о., Дюринг стремился избежать идеи первотолчка и одновременно уклониться от материалистической трактовки движения как атрибута материи; время у Дюринг оторвано от пространства и от материи.
Социологиче
ская концепция Дюринг основана на идеалистическом воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюринг, должно исключать революционный переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона, пу
тём кооперирования мелких производителей. Дюринг был сторонником учения американского экономиста Г. Ч. Кэри. Он выступал против политической экономии марксизма, материалистической диалектики и научного социализма. Идеи Дюринг получили некоторое распространение в среде немецкой социал-демократии. Это