Всего выполнил 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил лично 21 и в составе группы 7 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Александра Невского.
Родился 20 Декабря 1918 года в городе Александровск - Грушевский ( ныне город Шахты ) Ростовской области в семье рабочего, старого большевика. Учился в техникуме в Таганроге. С детства мечтал летать. В Августе 1936 года по путевке комсомола был направлен в 9-ю Чугуевскую военную авиационную школу, которую окончил в 1940 году. Затем 2 года служил в училище лётчиком - инструктором.
С Августа 1942 года в действующей армии. К Маю 1943 года заместитель командира эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии Старший лейтенант Е. П. Дранищев совершил 80 боевых вылетов, в 33 воздушных боях сбил лично 11 самолётов противника.
20 Августа 1943 года не вернулся с боевого задания. Всего выполнил 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил лично 21 и в составе группы 7 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, Александра Невского.
* * *
Человек исключительного лётного дарования, Евгений Дранищев начал воевать 20 Августа 1942 года в должности командира звена 437-го истребительного авиаполка. И уже на третий день сбил первый самолёт - бомбардировщик Ju-88. Фронтовая газета тех дней позволяет узнать о его чувствах в высоком небе:
"Пролетая над городом, я вижу, как созданное трудом народа пылает в огне. Сердце замирает от того, что вижу на земле... Пока оно бьётся - буду защищать Родину..."
Его слова звучат как клятва, как призыв к действию. Многие люди в то время жили такими же чувствами, какими жил он. И это придавало ему силы и умение бороться как можно лучше, результативнее. Задумайтесь над такими цифрами: с 20 Августа до 13 Сентября 1942 года Евгений Дранищев провёл 10 воздушных боёв, в которых сбил 5 самолётов противника. Падали они на окраине Сталинграда, на виду у героических защитников волжской твердыни. При этом два бомбардировщика Ju-88 были уничтожены им 8 Сентября, в одном боевом вылете.
Нельзя назвать всё это лишь удачливостью. Высокий результат - это прежде всего доказательство высокой боевой выучки Дранищева. Настоящим асом показал себя Евгений 13 Сентября, прикрывая район центрального аэродрома, когда вступил со своим напарником в неравный бой с 15 многоцелевыми самолётами Ме-110 и 4 истребителями Ме-109. Наши лётчики не пытались непременно уничтожать самолёты противника, а, стремительно маневрируя и обстреливая их, не дали им прицельно отбомбиться. В конце боя Дранищев атакой в лоб всё же сбил один из вражеских самолётов. Заметим, что свои первые победы он одержал в тяжелейшие для страны дни, когда Вермахт в полную мощь развил свое наступление под Сталинградом.
Интересное совпадение. Орденом Ленина заместитель командира эскадрильи Лейтенант Евгений Петрович Дранищев был награждён 23 Октября 1942 года. В этот же день он прибыл в элитный 9-й Гвардейский истребительный авиационный полк на пополнение. Там нового однополчанина и поздравили с высокой наградой.
За 2 недели Евгений переучился на Як-1 и был отмечен по результатам учёбы даже среди асов 9-го Гвардейского. В середине Февраля 1943 года он с гордостью пишет матери: "Мои личные результаты боёв за Сталинград: 9 сбитых самолетов врага... Сейчас здоров, летаю, дерусь и даю гансам жару вместе со своими боевыми товарищами..."
В то время Евгений Дранищев был уже заместителем командира эскадрильи: сначала "красных" - у Алелюхина, позднее "желтоносых" - у Амет - Хана Султана. Он умело использовал высотные качества своего облегчённого "Яка", в одиночку вступал в бой с парами "Мессеров", имитируя отступление, уходил на большую, до 8000 метров, высоту, откуда, переходя в резкое пикирование, атаковал преследователя. Свой самый результативный бой лётчик провёл 23 Июня 1942 года, когда во главе четвёрки ему удалось сбить 3 бомбардировщика Ju-88.
"Аэрокобра", на которую полк переучился в середине Августа 1943 года, оказалась для него роковой. 20 Августа, не знавший поражений в воздушных схватках, Дранищев не вернулся из первого боевого вылета на этой машине. Вспоминает Дважды Герой Советского Союза Владимир Дмитриевич Лавриненков:
"...Только миновали мы линию фронта, как Евгений Дранищев сообщил ведущему группы, что мотор его самолёта парит: видимо, что - то случилось с системой водяного охлаждения. За его "Коброй" действительно тянулась белая полоса распылённой воды или пара.
По приказу старшего группы Дранищев, вместе со своим ведомым Лейтенантом Николаем Костырко, был вынужден повернуть назад. Два истребителя, отделившись от группы, быстро пропали из поля зрения...
Группа успешно выполнила боевое задание и вернулась домой. Оставив самолёты в капонирах, мы поспешили на КП, надеясь узнать о благополучном возвращении двух неразлучных друзей. Но там о Дранищеве и Костырко ничего не было известно. Мы все просто остолбенели: "Куда же они могли деться ?"
Ответа на этот вопрос нет и по сей день... То, что случилось с ребятами, так и осталось загадкой. Без вести пропавшие... Так и числятся в документах после этого несчастного случая Женя Дранищев и Коля Костырко..."
Ровно год провоевал он. За это время совершил то, чего многие лётчики не сумели сделать за весь период войны: сбил лично 21 и в группе с товарищами 7 самолётов противника и вошёл в семью Героев Советского Союза на 4 день после своей гибели. Евгения Дранищева уже не было, а слава о нём продолжала греметь по фронту.
Товарищи старались своими письмами ободрить его отца. Алексей Алелюхин писал ему в одном из писем:
"...Евгений Петрович прибыл в эскадрилью, которой я командовал под Сталинградом. Признаюсь, мне было очень легко с ним воевать. Скромный на земле, он показывал в воздухе чудеса героизма. Запомнилась глубокая осень 1942 года. Евгений встретил 12 самолётов противника и смело вступил с ними в бой. Он сбил тогда 2 стервятника, остальным помешал совершить своё чёрное дело.
Большую славу снискал Ваш сын и в небе Ростова, сражаясь с превосходящими силами противника. Он не спрашивал, сколько в небе врагов, ему надо было знать лишь, где они. Настоящий патриот своей Родины, он разил их беспощадно. До последнего дыхания. Спасибо, Вам, Пётр Григорьевич, за то, что Вы воспитали такого сына".
Таким остался в памяти однополчан герой, звавший Гвардейцев на подвиги во славу Родины...