За последний год Евгений Червоненко стал одной из самых близких к Виктору Ющенко личностей. Во время президентской кампании Евгений Альфредович был „глазами” и „ушами” Виктора Андреевича, занимаясь его безопасностью.
Господин Червоненко был рядом с Ющенко в самые тяжелые для нынешнего Президента дни: когда за ним вело слежку МВД и пытались отравить диоксином. Сегодня Евгений Альфредович имеет чрезвычайный кредит доверия от Виктора Андреевича.
Евгений Червоненко любит вспоминать о том, как ему фактически с нуля удалось создать концерн „Орлан” и обеспечить работой 7 тыс. работников. Вполне очевидно: без амбиций и лидерских качеств едва ли можно было этого достичь. Господин Червоненко говорит, что во время управления „Орланом” он был авторитарен. В кабинете, по его словам, иногда летали пепельницы. Очевидно, таким образом Евгений Альфредович объяснял своим подчиненным, что и как нужно делать.
Господин Червоненко говорит, что в политику не собирался идти. Так сказать, все произошло случайно. Хотя в любой случайности, как известно, есть своя закономерность. По крайней мере, логично выглядит то, что после отставки с должности председателя Госкомрезерва Евгений Альфредович пошел в оппозиционный блок Виктора Ющенко „Наша Украина”. Червоненко говорит, что, как и в спорте, привык действовать открыто и честно. Именно эти его качества, надо понимать, оказались уместны в среде „нашеукраинцев”.
Уже после назначения Евгения Червоненко Министром транспорта и связи он заявил: „Если бы Президент видел меня на другой должности, я теперь был бы там, так как умею верить и умею служить. Был таким (вы будете удивлены) и при Кучме. Но Ющенко - это совсем иное. Мы с ним друзья, и вместе прошли трудный путь. Поэтому теперь я посвящаю свою жизнь тому, чтобы помочь реализовать все задуманное Президентом” („Поступ”, 7 февраля 2005 г.).
Сегодня перед Евгением Альфредовичем стоит довольно нелегкая задача: доказать, что его менеджерские качества никак не уступают качествам его предшественника – ныне покойного Георгия Кирпы. Это – довольно амбициозная задача для нового руководителя Минтранса.
Родился 20 декабря 1959 года в Днепропетровске. Как утверждает Евгений Червоненко, золотую медаль в днепропетровской школе № 23 он не получил из-за того, что за слово „жид” отправил человека в больницу. Правда, в другой интерпретации Евгения Альфредовича все было банальнее: „золото” он не получил из-за попойки, устроенной у него дома на Новый Год. „Пришел туда и Пинчук (они учились в одной школе. – С.Р.) с дочерью первого секретаря обкома, и один парень из нашей компании напился, потом разбил витрину и попал в милицию. Было комсомольское собрание, и всех прикрыли, остался один я. И меня, круглого отличника, выгоняли из комсомола с такой фразой: „Червоненко – идейный вдохновитель этой попойки, он же и ее технический исполнитель. Вот это клеймо и прилипло ко мне по жизни” („Корреспондент”, декабрь 2004 г.).
К слову, в школе № 23 города Днепропетровска учились Наталия Тигипко (бывшая (?) жена Сергея Тигипко) и Валерий Щербицкий (сын Владимира Щербицкого).
Евгений Червоненко заочно закончил физико-математическую школу Московского физико-технического института. Был победителем Республиканской математической олимпиады. По окончании средней школы господин Червоненко пробовал поступить в МФТИ, но говорит, что, как и других евреев, его туда не приняли. Поэтому Евгений Альфредович поступил в Днепропетровский горный институт на факультет динамики и прочности машин и механизмов. Этот ВУЗ, кстати, заканчивали его дед и отец – доктор технических наук, профессор.
После института Евгений Альфредович работал в “Дипромашобогащении”. В 1987 году создал первую в СССР профессиональную команду автогонщиков под названием „Перестройка”, которая функционировала на базе самофинансирования. Именно тогда Евгений Альфредович и сделал первые шаги в большом бизнесе. „Я был одним из первых спортсменов, которые выехали на Запад. В 1987 году погиб мой друг по сборной Украины, его последним словом на скорости 180 км/ч было: „Живи”. В следующий раз за границей я отказался отдавать честно заработанные призовые деньги, после чего меня лишили лицензии и исключили из комсомола. И тогда я через друзей прорвался к Горбачеву. Я, кстати, звоню ему и сейчас. Дал ему слово, что не откажусь от советского паспорта, и нас тогда выпустили на Запад. Во Львове нас нанял завод „Электрон”. Потом мы выиграли гонки в Австрии, и нас пригласили в их профессиональную команду. Все, что там заработал, я вложил в свою первую компанию „Транс-Ралли” во Львове, которая специализировалась на международных перевозках”, - говорит Евгений Альфредович („Контракты”, N 27, 2003 г.).
В 1992 году господин Червоненко создал СП „Львов Ван Пур”, которое первым в СНГ освоило производство баночного пива и баночных безалкогольных напитков. Как утверждают в политических кулуарах, тогда Евгений Альфредович „оседлал” деньги ирландских евреев. Через два года после этого он стал председателем правления СП „Рогань Ван Пур”, а позднее – председателем Промышленной группы „Украина Ван Пур”. Был вице-президентом общества „Киев-Тайбей” и президентом концерна „Орлан”. С 1997 года Евгений Червоненко начинает свое восхождение в большой политике. Сначала он возглавил комиссию по вопросам развития предпринимательства УСПП, затем - Совет предпринимателей Украины при Кабинете Министров Украины, становится советником Президента Леонида Кучмы.
С июня 2000 года до августа 2001 года – председатель Государственного агентства по управлению государственным материальным резервом.
На парламентских выборах 2002 года Евгений Червоненко баллотировался по партийному списку блока „Наша Украина” (N 30).
Во время президентских выборов 2004 года был начальником личной охраны Виктора Ющенко.
4 февраля 2005 года назначен Министром транспорта и связи.
17 марта 2005 года господин Червоненко сложил с себя депутатские полномочия.
„Все в твоих руках”.
По данным газеты „2000”, Евгений Червоненко причастен к созданию таких бизнес-структур:
ЗАО „Орлан”;
ЗАО „Орлан-Бевериджиз”;
ООО „Орлан-Транс-Групп”;
ОАО „Орлан-Транс”;
ООО „Украинско-американское предприятие с иностранными инвестициями „Орлан-Транс-Краковец”;
ООО „Орлан-Транс-Славутыч”;
Корпорация „Укр-Трейд-Бизнес”;
ЗАО „Орлан-Трейд”;
ЗАО „Укринтерэкспедиция”;
ОАО „Бердичевский солодовый завод”;
ООО „Эней”;
ООО „Фирма „Лимекс ЛТД”;
ООО „Мастер-Донецк”;
ООО „Орлан-Авто”;
ООО „Львов Ван Пур”;
Рекламно-издательское ООО „Транс-Ралли”;
ООО „Актив”;
ООО „Торговый дом „Полфорт”;
ООО „Монолит-Инвест”;
ООО „ІВР”;
ООО „Брейнворкстудио”;
ЧП „Жасмин”.
Сам Евгений Альфредович говорит, что, начиная с 1997 года, он никакого отношения к бизнесу не имеет. Теперь большинством предприятий руководит его жена – Маргарита и родной брат господина Червоненко – Игорь.
Информация, „бросающая тень” на Червоненко, касается его бизнеса, бывшей работы в Госкомрезерве и гражданства Израиля.
В апреле 2001 года было возбуждено уголовное дело по факту невыполнения Государственным агентством по управлению государственным материальным резервом решения Высшего арбитражного суда Украины, принятого летом 2000 года. В соответствии с ним, ведомство, которое возглавлял Евгений Червоненко, должно было отпустить 100 тыс. тонн зерна из своих запасов ЗАО „Киевмлын”. Вместо этого было выделено только 47 тыс. тонн. В марте 2002 года прокуратура объявила Евгения Червоненко в розыск, поскольку он не появлялся к следователю. Впрочем, после того как Евгений Альфредович приехал на допрос, все вопросы к нему были сняты.
Прокуратура Старокиевского района Киева закрыла возбужденное по этому факту уголовное дело, не найдя в нем состава преступления.
Во время парламентских выборов 2002 года журналист Дмитрий Понамарчук обратился в Центризбирком с просьбой снять с регистрации кандидата в депутаты Евгения Червоненко. Основание – ксерокопия удостоверения личности, которое в 1995 году будто бы было выдано на имя господина Червоненко. Сам Евгений Альфредович опроверг это. Он сказал, что его шантажировал „еврей, гражданин Украины, имя которого хорошо известно и в Киеве, и в еврейских кругах”. Но говорит, что это – не Вадим Рабинович. Шантажист предлагал господину Червоненко копию вроде бы его израильского паспорта за 200 тыс. долл. За этим человеком, по словам Евгения Альфредовича, „стоят русские криминальные круги”. „Я не хочу пока называть этого человека, пока что это дело моей совести. Я не хочу нагнетать вокруг себя еврейскую тему, я не хочу, чтобы это использовали при нагнетании антисемитизма и истерии на финишной прямой выборов”, - заявил он („Mignews”, 21 марта 2003 г.). При этом Червоненко говорит, что в Израиле он был всего три раза не более чем по три дня у своих далеких родственников.
5 ноября 2004 года тогдашний заместитель Главы президентской Администрации Василий Базив заявил: комиссия при главе государства по вопросам гражданства решила поддержать представление МВД относительно прекращения украинского гражданства Евгения Червоненко. Основанием для этого, по его словам, стало документальное подтверждение информации о пребывании господина Червоненко в гражданстве Израиля. „Евгений Червоненко зарегистрирован в отделе регистрации населения в городе Тель-Авиве по определенному адресу и имеет документ, где подтверждается его принадлежность к гражданству Израиля”, - сказал Василий Базив. Впрочем, Президент Кучма так и не успел подписать указ (как того требует действующее законодательство) о лишении Евгения Червоненко гражданства Израиля. Сам господин Червоненко уже в который раз опроверг информацию о том, что он имеет израильский паспорт. В знак протеста в доме Администрации Президента Евгений Альфредович даже объявил голодовку. Но не надолго, так как все это происходило в разгар Оранжевой революции.
В 2002 году предприятия, которые входят в концерн „Орлан” фирмы „Орлан-Транс-Групп”, показали 23,49 млн. грн. прибыли и отрицательную прибыль (убытки, которые лишают необходимости платить налоги) в размере 3,15 млн. грн. Этот факт заинтересовал сборщиков налогов. 10 октября 2002 года ГНА арестовала имущество компании. Тогдашний председатель Львовской ГНА Сергей Медведчук обвинил „Орлан” в уклонении от уплаты налогов. В ответ Евгений Червоненко заявил: таким образом власть пытается совершать на него политическое давление. Как утверждает Евгений Альфредович, Сергей Медведчук, который инициировал этот арест, прямым текстом заявил, что вопрос о прекращении давления на „Орлан” нужно решать в Киеве, „в кабинете брата”. То есть – Виктора Медведчука.
„В „Орлан-Трансе” 153 автомобиля, 85 новых машин стоимостью 185 тысяч DM каждая, отвечают стандартам „евро-2” и „евро-3”. Злые языки из стана СДПУ(о) приписывают „Орлан-Транс-Групп”, которую терзал Сергей Медведчук, перевоз контрабанды. Будто бы иначе существовать с таким парком автомобилей и убытками в 3,15 млн. грн. нереально”, - предполагает Интернет-издание „Олигарх.net”.
История с неуплатой налогов „Орлан-Трансом” после вмешательства народных депутатов от „Нашей Украины” была сведена на псы.
Как утверждает „Олигарх.net”, за время, когда Евгений Червоненко возглавлял Госкомрезерв, режимом наибольшего содействия пользовалось ЗАО „Агроинвест-Групп”, которым владеет Игорь Альфредович Червоненко – родной брат Евгения Альфредовича. „В то время, как по инициативе чиновника Евгения Червоненко цены на зерно для предприятий, которое отпускал Госкомрезерв, выросли в три раза, фирма брата Игоря не только получала его по льготным ценам, но и умудрялась активно экспортировать за границу”, - пишет Интернет-издание („Олигарх.net”, 4 июня 2004 г.).
Нынешний Министр транспорта и связи говорит, что как государственник он состоялся именно благодаря Президенту Кучме. Евгений Альфредович не скрывал и не скрывает, что поддерживает дружеские отношения с Людмилой Кучмой.
Как утверждают проинформированные источники, какое-то время господин Червоненко пытался посредничать между Виктором Андреевичем и Леонидом Даниловичем. В частности, он убеждал Кучму „поставить” на Ющенко. „Я всегда говорил Президенту, и за это, наверное, пострадал, что много кто в его окружении исповедует логику мгновенных интересов и своей игры. Я его предупреждал, что в тот момент, когда он уйдет с политической арены, некоторые люди в его окружении от него сразу же отвернутся”, - утверждает Евгений Червоненко („Столичные новости”, 28 августа 2002 г.).
Показательно то, что Евгений Альфредович выступил против привлечения Леонида Кучмы к уголовной ответственности. По его словам, сейчас бывший Президент Украины и так живет на собственных похоронах (имеются в виду самоубийства Георгия Кирпы и Юрия Кравченко).
Евгений Червоненко – миллионер. Он говорит, что стал им еще в 1991 году, когда был профессиональным автогонщиком.
Имеет два автомобиля – „Ford Cossworth” и „Вольво S-80 Т6”. На последнем, сознался господин Червоненко, он установил рекорд – за 2 часа 44 минуты доехал до Одессы. Поскольку, как рассказывает, очень спешил на встречу.
Близкими к Евгению Червоненко считают вице-премьер-министра по вопросам европейской интеграции Олега Рыбачука, Министра по чрезвычайным ситуациям Давида Жванию, а также заместителя Министра транспорта и связи, генерального директора „Укрзализныци” Зенко Афтаназива. Последний, кстати, в свое время был вице-президентом концерна „Орлан”.
Одним из приближенных лиц к Евгению Червоненко считают бизнесмена Вадима Рабиновича. Кстати, их отношения складывались довольно драматически. Как пишет Интернет-сайт „Олигарх.net”, „в 1999 году, находясь на вершине успеха, Евгений Червоненко вместе с Е. Звягильским и С. Максимовым создает альтернативную рабиновичскому Всеукраинскому еврейскому конгрессу (ВЕК) Еврейскую конфедерацию Украины (положив начало расколу в среде украинского еврейства). На протяжении двух лет не было более непримиримых соперников, чем Рабинович и Червоненко. Но уже в 2001 году Червоненко возвращается в ВЕК и возглавляет его совет опекунов”. „Я пришел не только к Рабиновичу, я пришел к евреям. Если сегодня я могу сделать что-то нужное и полезное — я буду это делать”, - объяснил свое возвращение Евгений Червоненко („Столичные новости”, 27 ноября 2001 г.).
Сам Вадим Рабинович так отзывается о Евгении Червоненко: „Никто не назначал Евгения Альфредовича моим заместителем, во-первых. Было избрано 8 вице-президентов, один из которых – Евгений Альфредович. Я говорил ему и говорю вам: меня не интересует, в каких политических партиях находятся вице-президенты нашей организации. Это их право как граждан Украины. Я даже не знаю, куда они все входят – кроме Червоненко. Я и не знал бы, в какую он партию входит, но он постоянно говорит об этом. Евгений Альфредович – экспрессивный человек, и я бы на вашем месте относился к нему соответственно. Он же и из „Орлана” уйти не может, чтобы никто не подумал, будто он его бросил. Такой он человек – импульсивный, но честный” („Главред”, 27 мая 2004 г.).
Евгений Червоненко за:
- борьбу с коррупцией;
- массовую телефонизацию Украины;
- передачу в управление Министерству транспорта и связи ОАО „Укртелеком”;
- повышение цен на грузовые и пассажирские перевозки „Укрзализныцей”;
- возвращение Госавиаслужбы в Минтранс;
- возобновление работы авиакомпании „Авиалинии Украины” в статусе национального авиаперевозчика;
- сдачу в концессию автобазы „Киев-Одесса”.
Евгений Червоненко против:
- привлечения Леонида Кучмы к уголовной ответственности;
- продажи ОАО „Укртелеком”;
- приватизации государственных портов;
- взяток (министр говорит, что за должность директора Одесского морского порта ему предлагали взятку в размере 3 млн. долларов).
Награжден орденом „За заслуги” ІІІ и ІІ степеней. Как утверждает Евгений Червоненко, эти награды он получил честно. „Орден третьей степени — за „Орлан”, второй — за то, что отменил льготы с уплаты НДС для „Кока-Колы”, и сейчас 94% рынка пищевой отрасли принадлежит украинским предприятиям...”, - говорит он („Контракты”, N 27, 2003 г.).
В декабре 2004 года, в разгар президентской избирательной кампании, Леонид Кучма наградил господина Червоненко орденом „За заслуги” І степени. На этот раз – в честь его 45-летия.
Король Швеции Карл XVI Густав отметил господина Червоненко орденом „Полярная звезда”, а Президент Польши — орденом „Заслуги Республики Польша”.
Имеет орден рыцарской доблести II степени и титул почетного графа рыцарского ордена Архистратига Михаила.
Награжден орденами „За выдающиеся достижения” и Святого Станислава III степени. Шевалье.
Чемпион Украины и Спартакиады Украины по автогонкам (1983 г.).
Мастер спорта СССР.
Член сборной СССР (1985 г.).
Чемпион Спартакиады народов СССР (1988 г.).
Мастер спорта СССР международного класса (1989 г.).
Победитель и призер этапов чемпионата Европы.
Член Совета представителей общественных организаций национальных меньшинств Украины.
Президент Федерации стрельбы Украины.
Вице-президент Евроазиатского еврейского конгресса.
Победитель акции „Человек года-99” в номинации „Предприниматель года”.
Лауреат всеукраинской программы „Лидеры регионов”.
Почетный президент концерна „Орлан”.
Президент Лиги отечественных производителей пищевых продуктов „Гордость Украины”.
Евгений Червоненко говорит, что он живет по таким правилам: „Первое: „Твои дела говорят так громко, что я не слышу, что говоришь ты”. Второе: „Нет будущего у того, кто не помнит прошлого”. Третье: „Нет острова счастья в море несчастья”. Четвертое: „В гробе карманы не предусмотрены”. Пятое: „Каждый должен жить в ладу с самим собой”. („Контракты”, N 27, 2003 г.).
Жена – Маргарита. Закончила Львовский университет по специальности экономика планирования народного хозяйства, а также факультет международной экономики Киевского университета. Президент концерна „Орлан”. Маргарита говорит, что со своим будущим мужем она познакомилась во Львове возле собора святого Юра. „У Жени всегда был главный приоритет в жизни — друзья. Друзья нас и познакомили. Ухаживал он за мной почти год. Хотя как может ухаживать такой деятельный и деловой мужчина, как Евгений Червоненко? Конечно же, у нас появилось общее дело. Второй приоритет в Жениной жизни — это работа. Поэтому если ты хочешь вписываться и занять в его судьбе реальное место, то только через общую работу”, - рассказывает Маргарита Червоненко („Зеркало недели”, 5 марта 2005 г.).
Супруги Червоненко воспитывают двух дочерей – Александру и Викторию. Последняя, кстати, по данным газеты „2000”, значится среди основателей ООО „Орлан-Авто”.
В 2001 году, накануне осенних акций „Украина без Кучмы!” Евгений Альфредович так отзывался о Юлии Тимошенко: „Выводить людей на улицы, не испробовав все возможные цивилизованные методы, это нечестно. Убежден, что подобными действиями Юлия Тимошенко по большей части решает свои проблемы. Все помнят, какими она методами действовала при Павле Лазаренко. Я с ней боролся по многим вопросам в правительстве Ющенко, хотя не отвергаю, что в силу обстоятельств она на своей должности сделала очень много полезного” („Столичные новости”, 28 августа 2002 г.).
Изменилось ли отношение господина Червоненко к Юлии Тимошенко – сказать тяжело. Теперь – она его непосредственная начальница.
Восхищается автомобилями, горными лыжами, управлением самолетом и катера. Занимается стендовой стрельбой, охотой.
Любит париться в сауне.
„Я боюсь автогонок, боюсь, когда сажусь в самолет, которым научился управлять после смерти Леонида Бородича. Я оставил карьеру ученого, так как хотел вырваться на Запад и ощутить вкус экономической самостоятельности. Был единственным евреем в сборной СССР. И возвратился домой. Самое страшное для меня – даже не физическое уничтожение, а эмиграция”, - сознался Евгений Червоненко („Контракты”, N 27, 2003 г.).
Накануне президентской кампании Евгений Альфредович заявил: проигрыш Ющенко на президентских выборах будет означать для него или физическое уничтожение, или эмиграцию.
Свои отношения с нынешним Президентом Евгений Червоненко характеризует так: „Мне не нужно рассказывать Ющенко, какой он великий. Ему я говорю правду, пусть причиняющую боль и жестокую. То же я говорил и Президенту (Леониду Кучме. – С.Р.), когда работал советником, — это обязанность кризис-менеджера. Я с Ющенко, так как он - человек высокой морали. И я глубоко убежден, что при всей его внешней мягкости это человек настойчивый, который умеет мыслить масштабно. Он способен оценить макроситуацию и при этом остается достаточно толерантным” („Столичные новости”, 27 ноября 2001 г.).
Виктор Ющенко тоже ценит Евгения Червоненко. Как говорит нынешний Министр транспорта и связи, когда у Виктора Андреевича спросили, сколько в парламенте настоящих украинцев, он ответил так: „Меня предали украинцы Буряк, Насалик, но меня не предал и никогда не предаст еврей Червоненко” („Киевский телеграф”, 27 октября 2003 г.).