Епископ Православной Российской Церкви, с 18 ноября 1918 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
Евдоки́м (в миру Васи́лий Ива́нович Меще́рский) (1 апреля 1869, Владимирская епархия — 10 мая или 22 октября 1935, Москва) — епископ Православной Российской Церкви, с 18 ноября 1918 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский.
Обновленческий митрополит Одесский, председатель
обновленческого Синода (1923—1925, фактически до 1924).
Родился в семье псаломщика Владимирской епархии. Окончил Московскую духовную академию (1894) со степенью кандидата богословия. Магистр богословия (1898, тема диссертации: «Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестниче
ские труды. Опыт библейско-исторического исследования»). Диссертация посвящена жизни и личности апостола Иоанна, она была основана на трудах древних писателей, отцов Церкви и экзегетов нового времени и являлась живым историко-художественным повествованием.
21 июля 1894 был пострижен в монашество.
С 31 июля 1894 — иеродиакон, с 1 августа 1894 — иеромонах.
С 1 августа 1894 — преподаватель истории и обличению раскола и обличительного богословия в Новгородской духовной семинарии.
С 2 октября 1896 — инспектор Новгородской духовной семинарии.
С 23 декабря 1898 — инспектор Московской духовно
й академии. Читал лекции на кафедре гомилетики и истории проповедничества.
С 1 января 1899 — архимандрит. Сверхштатный экстраординарный профессор академии.
С 1902 — штатный экстраординарный профессор академии.
С 1903 — ректор Московской духовной академии. С 4 января 1904 — епископ Волоколамс
кий, викарий Московской епархии. С 1907 издавал ежемесячный журнал «Христианин», в котором публиковал статьи. С 1 августа 1909 — епископ Каширский, викарий Тульской епархии.
Митрополит Арсений (Стадницкий) в своём дневнике резко негативно отзывался о деятельности владыки Евдокима (Мещерского) и д
авал объяснение особенностям его карьеры — в частности, перемещению из Москвы на должность провинципиального викарного архиерея:
Евдокима я знаю давно… Человек, несомненно, способный; но, по природе своей, лживый и неустойчивый в своих воззрениях. На первых порах он может подкупить своей обходите
льностью, но при более близком знакомстве лживость его натуры скоро обнаруживается… Время ректорства его в академии было… одним недоразумением и окончилось скандалом, так как он был удален из академии после ревизии… Настаивал на скорейшем его уходе и митрополит Владимир, который не мог выносить его
за лживость… Едва-едва дали ему Тульское викариатство. Здесь он тоже стал чудить, так что Преосвященный Тульский Парфений неоднократно просил Синод взять от него викария, который «невозможно» себя ведёт.
С 29 июля 1914 — архиепископ Алеутский и Северо-Американский. В 1917—1918 участвовал в Помест
ном соборе Русской православной церкви.
С 18 ноября 1918 — архиепископ Нижегородский. Возглавил епархию в трудной ситуации — вскоре после расстрела епископа Лаврентия (Князева) и ареста многих представителей духовенства. С самого начала своего пребывания на кафедре стремился наладить отношения с
советской властью, декларируя полную политическую лояльность. В декабре 1919 Нижегородский епархиальный совет принял к руководству резолюцию: «…о подчинении Советской власти не за страх, а за совесть… и способствовании проведению в жизнь декретов Советской партии об отделении церкви от государства,
о свободе религиозного Совета, религиозных общин епархии». Компромиссная позиция архиепископа, хотя и помогла стабилизировать ситуацию в епархии, но не спасла целый ряд священнослужителей от гонений со стороны органов советской власти.
16 июля 1922 присоединился к обновленческому движению, подпис
ав воззвание трёх архиереев — наряду с митрополитом Сергием (Страгородским) и архиепископом Серафимом (Мещеряковым). В этом воззвании говорилось, что они считают единственной канонической верховной властью в церкви обновленческое Высшее церковное управление. Позднее архиепископ Евдоким оказался един
ственным из этих трёх иерархов, который остался до конца жизни в обновленчестве. В 1922 обратился с посланием, в котором утверждал:
Никаких сколько-нибудь существенных столкновений с гражданской властью не только у меня, но и у всей Нижегородской епархии за все протекшие четыре года не было, и ни
чего, кроме чувств благодарности, не могу высказать местной гражданской власти за ее вполне корректное отношение к Церкви нижегородской.
В 1922 был возведен обновленцами в сан митрополита. С 2 ноября 1922 — митрополит Одесский.
13 апреля 1923 был назначен председателем Высшего церковного совет
а вместо обновленческого митрополита Антонина (Грановского). В 1923—1924 — профессор Московской Богословской обновленческой академии, где читал лекции по теории проповеди и проводил занятия по греческому языку.
С августа 1923 — председатель обновленческого Синода. Основным успехом его на этом пос
ту стало установление канонических связей с Восточными Патриархатами, в первую очередь, с Константинопольским Патриархом. Старался повысить легитимность обновленческого движения, придать более респектабельный характер. Пытался наладить издание богословского журнала «Христианин».
Председательствов
ал на обновленческом Предсоборном совещании 1924, на котором выступил с докладом о положении в церкви. В последний день работы совещания выступил с проектом петиции в Совнарком («от себя лично»), в которой, в частности, говорилось, что
все граждане СССР за одну лишь принадлежность к числу религио
зных общин и приходских советов не должны подвергаться никаким незакономерным ограничениям и в своих общегражданских и профессиональных правах.
Сюда входят:
а) увольнение со служб и работ;
б) лишение избирательных прав;
в) исключение из профсоюзов;
г) лишение прав на пенсию;
д) лишний налог
на посевы…
Необходимо строго подтвердить всем органам власти на местах беспрепятственное отправление публичных религиозных обрядов и церемоний, которые строго вытекают из потребности культа и основываются на обычаях верующих… Постановления власти на местах о закрытии храмов производятся не раньше
, как они будут утверждены ВЦИК… Церковь и служители культа в законодательном порядке ограждаются от публичных оскорблений и издевательств.
С сентября 1924 был официально отправлен в отпуск: фактически отстранён из руководства Синодом. Официально был снят с должности председателя в 1925. Причинам
и смещения Евдокима могли быть следующие. Во-первых, ему не удалось достигнуть соглашения с Патриаршей церковью об объединении под его фактическим руководством — традиционалистски настроенные православные архиереи выступили резко против любых компромиссов с примкнувшим к обновленцам архиереем. Перег
оворы об объединении, некоторое время ведшиеся между окружением Патриарха Тихона и Евдокимом, закончились неудачей. 15 апреля 1924 Патриарх Тихон издал послание, в котором объявил, что Евдоким, «за раскол, смуту и мятеж» подлежит извержению из сана.
Во-вторых, Евдоким предложил направить за грани
цу обновленческого архиерея Николая (Соловья) с тем, чтобы он возглавил епархию в Южной Америке. Однако когда Николаю в 1924 разрешили выехать в Уругвай, он стал выступать с антисоветских позиций, чем дискредитировал Евдокима.
В-третьих, Евдоким испортил отношения со многими лидерами обновленческ
ого движения, в том числе с Александром Введенским. Возможно, что свою роль сыграло и содержание оглашённой Евдокимом петиции, которое явно не устраивало советскую власть, рассматривавшее обновленцев как своих агентов, а не партнёров.
В «Очерках русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина
и Вадима Шаврова так описывается последний период его жизни:
Уйдя на покой, владыка поселился в Хосте: там он служил в небольшой церкви без диакона и даже без псаломщика; обходясь без старосты, он сам иной раз продавал свечи. Еще худшие времена наступили для владыки в 30-е годы: небольшой храм,
в котором он служил, был закрыт. Владыка вынужден был заняться подпольной юридической практикой — писанием исковых заявлений. Когда и эта возможность заработка отпала — местные судебные органы энергично запротестовали — митрополиту было предложено снять с себя сан, на что он, разумеется, не мог согл
аситься. Не пошел он также на примирение с Синодом. В последние годы его жизни жители Хосты видели почтенного старца, который, сидя в городском сквере, торговал конфетами и пряниками. Это был митрополит Евдоким, когда-то известный в Русской Церкви своими барскими замашками.
Несмотря на отстранени
е от дел, с 1925 номинально числился постоянным членом президиума обновленческого Синода. В 1934 был уволен на покой с оставлением его членом Синода, в следующем году скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Труды
Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и бл
аговестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования. Сергиев Посад, 1898, 1912.
Соловки. Страничка из дневника Паломника. Москва, 1899.
Новооткрытый рукописный Стоглав. Сергиев Посад, 1899.
О христианском браке. Сергиев Посад, 1901.
Два дня в Кронштадте. Издание 2-е. Сергиев Пос
ад, 1902.
Игумен Даниил. Москва, 1902.
Пастырь-учитель. Троицкая Лавра, 1903.
На заре новой церковной жизни. (Думы и чувства). Троицкая Лавра, 1905.
Царь и Патриарх (к характеристике их взаимоотношений). Сергиев Посад, 1906.
У могилы митрополита Филарета. Сергиев Посад, 1909.
На ниве Бож