У Евы Кэссиди (Eva Cassidy) было все для блестящей музыкальной карьеры: восхитительный голос, тонкий вкус, упорный характер, чувство стиля, фантастический артистизм. Она не просто пела, она жила в песнях. Для карьеры ей не хватало самой малости - честолюбия и жажды славы.
"Ева была сложным человеком, - рассказывали о ней друзья. - Болезненно скромная, ранимая, подверженная депрессии, но самоуверенная и упрямая во всем, что касалось личных убеждений и творческих принципов. Профессиональная карьера ее мало занимала, она предпочитала жить в окружении близких друзей, которые понимали и поддерживали ее". Недоверие к музиндустрии было взаимным, найти общий язык им так и не удалось. Не помог даже "божественный голос" Евы Кэссиди. Собственно, только стараниями ближнего круга единомышленников наследие Евы Кэссиди стало достоянием миллионов людей. К сожалению, уже после ее смерти.
Ева Кэссиди родилась 2 февраля 1963 года в Оксон Хилле, штат Мэриленд. В 1970 году семья переехала в Боуи, маленький пригород Вашингтона, где и прошло ее детство. У Евы был брат Дэнни (Danny) и любящие родители, которые обожали музыку и сумели увлечь ею детей. Дэнни брал уроки скрипки, Ева с удовольствием пела, подбирая любимые мелодии на гитаре, которой она овладела с подачи отца. Учитель по профессии, занимавшийся с умственно отсталыми детьми, одно время отец загорелся идеей создать семейный фольклорный ансамбль: гитара, скрипка и бас-гитара, на которой он играл сам. При всех своих талантах (а у нее было удивительное чувство гармонии) Ева оказалась слишком застенчивой и тяжело переносила появления на публике. Из ансамбля ничего не вышло. Недолго продержался и дуэт Евы и Дэнни, исполнявших кантри-песни в местном парке отдыха. Ева была непростым подростком, замкнутым и одиноким. Ситуация несколько изменилась под конец учебы в школе, когда девушка отважилась петь в молодежной поп-рок-группе Stonehenge. Колледж искусств, где она профессионально осваивала живопись, вскоре ее разочаровал, хотя рисовать она любила с самого детства. Ева бросила учебу и устроилась на работу оформителем ландшафтов. Изредка она выступала как бэк-вокалистка с дружескими командами в Боуи и Аннаполисе, но мысль о музыкальной карьере никогда ее всерьез не волновала.
Так было вплоть до 1986 года. Все изменилось, когда ее давний друг Дейв Лоурим (Dave Lourim) предложил ей записать вокал для нескольких композиций, над которыми трудилась его софт-рок-группа Method Actor (материалы этих сессий будут обнародованы только в 2002 году). В студии Кэссиди познакомилась с продюсером Крисом Бьондо (Chris Biondo), которому очень понравилось ее пение. Он охотно согласился помочь ей в записи демо-материалов. Кэссиди не собиралась обивать пороги рекорд-лейблов с целью заполучить выгодный контракт, она надеялась всего-навсего расширить свое амплуа как бэк-вокалистка. Главное, что ею заинтересовался сам Бьондо, и не только профессионально, но и лично (их романтические отношения продлились семь лет). Он привлекал Еву к записи едва ли не всех своих подопечных, которым нужен был женский бэк-вокал. Случались и курьезы. Для альбома "Living Large" группы E.U. ей пришлось записать десятки вокальных партий, имитируя хор. Прозвучал ее голос даже в треке гангста-рэппера Е-40 "I Wanna Thank You".
О сольной карьере Кэссиди по-прежнему не думала, возможность красоваться на сцене перед публикой отнюдь не была пределом ее мечтаний. Только по настоянию Криса Бьондо она согласилась собрать бэк-группу и начала выступать в местных клубах. Ее очаровательный голос сделал ее весьма популярным персонажем на местной сцене. В 1991 году Бьондо познакомил с демо-записями Евы Чака Брауна (Chuck Brown), одного из родоначальников особой разновидности фанка, завоевавшего популярность в Колумбии. Браун в это время обдумывал альбом джазовых и блюзовых стандартов и подыскивал партнершу для дуэтов. Утонченное и вместе с тем прочувствованное исполнение Кэссиди - это было как раз то, что нужно. Они приступили к работе, и уже в конце 1992 года альбом дуэтов Евы Кэссиди и Чака Брауна "The Other Side" попал на прилавки магазинов. А 1993-й год застал их выступающими на одной сцене. Для начала они испытывали эффектность своей программы на жителях округа Колумбии (Вашингтон и его окрестности).
Перед Евой стояла чрезвычайно сложная задача - преодолеть страх сцены и перебороть неуверенность в себе, которые с детства мешали ей свободно общаться со слушателями. Огромную помощь и поддержку оказал ей Чак Браун. Его имя помогло также привлечь внимание звукозаписывающих фирм к новой вокалистке. Еве поступило несколько предложений, но каждый раз переговоры заканчивались ничем. Записанные ею демо-материалы ставили руководство компаний в тупик: она умела петь фольк, джаз, блюз, софт-рок, кантри, госпел, ритм-н-блюз, поп-рок. Маркетинговые отделы брались за голову: как раскручивать такого исполнителя, кому предлагать такой репертуар - эту головоломку никто даже не брался решить. Тем более что сама Кэссиди категорически отказывалась втискивать свое творчество в строго регламентированные рамки одного-единственного стиля.
В сентябре 1993 года Еве Кэссиди пришлось лечь на операцию - ей удалили злокачественную родинку на шее. А регулярными посещениями врача она легкомысленно пренебрегла. 1994-й год певица начала с записи нового сингла "Goodbye Manhattan". Ее студийным партнером оказался на этот раз джаз-поп-ансамбль из Филадельфии Pieces of а Dream. Артистка не была в восторге от творчества этого коллектива, но согласилась отправиться с ним в летний гастрольный тур. Вернувшись домой, Ева впервые рискнула дать серию сольных концертов, исполняя джазовые и блюзовые стандарты. Изредка ее партнером по сцене снова становился Чак Браун. Год завершился маленькой победой - Еву назвали лучшей джазовой вокалисткой округа Колумбия.
Даже это не помогло убедить звукозаписывающие компании в выгодности работы с Евой Кэссиди. И тогда менеджер исполнительницы предложил ей записать альбом своими силами. Крис Бьондо, которого к этому времени связывали с артисткой сугубо профессиональные отношения, охотно согласился помочь. В январе 1996 года Кэссиди дала два концерта в клубе "Blues Alley" в Вашингтоне, исполнив в том числе великолепную кавер-версию песни Стинга "Fields Of Gold". Хотя своим выступлением она осталась недовольна, скомпонованный из концертных материалов альбом "Live at Blues Alley" (1996) неплохо продавался в пределах штата. Запись отличалась стилистическим размахом, изумительно точным интонационным попаданием и завидным талантом интерпретации. Даже такие набившие оскомину хиты, как "What a Wonderful World" Луиса Армстронга (Louis Armstrong) или "Cheek to Cheek" Ирвина Берлина (Irving Berlin), прозвучали неожиданно свежо и оригинально. К сожалению, первый сольный альбом Евы Кэссиди, явно обещавший великолепное продолжение, оказался и последним, изданным при жизни артистки.
К тому времени когда альбом увидел свет, Ева решила на некоторое время отдохнуть от музыкальной карьеры, тем более что уже давно все свободное время она отдавала художественному творчеству: занималась живописью и скульптурой, разрабатывала дизайн мебели, ювелирных украшений и часов. Она вернулась в Аннаполис и устроилась художником-оформителем школьных интерьеров. Когда у нее начались проблемы с бедром, она решила, что виной всему частое пользование стремянкой. Но врачи поставили ей совсем другой диагноз: меланома, развившаяся после предыдущей операции, захватила уже кости и легкие. Курс химиотерапии не дал никаких улучшений. Еве оставалось жить несколько месяцев. В сентябре 1996 года близкие и друзья подготовили в ее честь благотворительный концерт. Певица нашла в себе силы в последний раз выступить перед полным залом. Сидя на стуле и аккомпанируя себе на гитаре, она исполнила трагически прозвучавший хит "What a Wonderful World". Через несколько недель, 2 ноября 1996 года, 33-летняя Ева Кэссиди ушла из жизни.
Музыкальная премия штата Washington Area Music Awards досталась уже ей посмертно. Не увидела она и своего первого студийного альбома "Eva by Heart", над которым работала в последние месяцы жизни, пока еще могла, под руководством Криса Бьондо. Диск вышел в сентябре 1997 года, не получив поначалу никакого отклика. Критики, высоко оценившие кристально чистый вокал и артистизм Евы, восхищались той убедительностью, с которой песню любого автора, любую традиционную мелодию она преподносила как оригинальный, ею самой придуманный номер, словно исполняла его всю жизнь.
Первая волна интереса к творчеству артистки поднялась спустя год, когда кельтская фольк-певица Грейс Гриффит (Grace Griffit) нашла возможность опубликовать записи Евы Кэссиди в Великобритании. Сборник "Songbird" (1998) включал композиции из первых трех альбомов: "The Other Side", "Live at Blues Alley" и "Eva by Heart". Без промоушена надежд на успех было мало. Но когда ведущий утреннего шоу на британском Радио 2 Терри Уоган (Terry Wogan) запустил в активную ротацию песню "Somewhere Over the Rainbow", компиляция начала привлекать внимание публики. Когда популярное британского телешоу "Top of the Pops" показало любительские съемки концерта Кэссиди в клубе "Blues Alley", выяснилось, что изумительный вокал и трагическая судьба Евы Кэссиди затронули чувства английских меломанов. Новые видеоматериалы, попавшие в эфир, завоевали симпатии самой широкой аудитории. Альбом "Songbird" в конце концов стал британским хитом, возглавил поп-чарт и разошелся тиражом свыше миллиона дисков.
В 2000 году появился еще один альбом Евы "Time After Time", на котором были представлены 12 абсолютно новых треков - пять концертных и восемь студийных. Это значительно расширило песенный каталог артистки, который выглядел более чем скромно. Песня "Woodstock", написанная Джони Митчелл (Joni Mitchell), "Kathy's Song" из репертуара Пола Саймона (Paul Simon), заглавный трек, хит-сингл Синди Лопер (Cyndi Lauper) 1984 года, - эти номера были не только украшением альбома "Time After Time", но и достойными восхищения кавер-версиями. В том же 2000 году, вопреки воле семьи Евы Кэссиди, была обнародована подборка ее песен "No Boundaries". К этому времени об артистке начали появляться публикации в американской прессе, и релиз неожиданно оказался очень успешным, добравшись до американского Тор 20.
В 2002 году появился еще один сборник концертных и студийных записей "Imagine", на котором были представлены две самые ранние записи Кэссиди, сделанные на домашнем магнитофоне, в том числе не издававшаяся песня Стиви Уандера (Stevie Wonder) "I Can Only Be Me". Несколько композиций прозвучали под аккомпанемент скрипки, которую записал ее брат Дэнни. Число ценителей изумительного вокала Евы к этому времени значительно выросло как в Европе, так и на родине. Альбом "Imagine" возглавил рейтинг независимых альбомов США и отметился под 32 номером в Billboard 200. Эпитеты "ангельский" в адрес ее голоса были не редкостью. Комплиментов не стало меньше и с выходом еще одной подборки неизданных материалов "American Tune" (2003). На этот раз Кэссиди смогла удивить слушателей новыми прочтениями, казалось бы, заслушанных до дыр песен - "Yesterday", "Hallelujah I Love (Him) So" Рэя Чарльза (Ray Charles) и "God Bless the Child". Еще неизданных записей, которые хранятся в семейных архивах, осталось совсем немного. Но близкие обещают не затягивать с их публикацией.
Каждая записанная Евой Кэссиди мелодия, каждый перепетый хит - это всегда маленькое чудо. Десятки таких маленьких чудес, почти никому неизвестных при жизни певицы, оказались сильнее косности и инерции шоу-бизнеса, обманув даже смерть, которая не только не убавила интереса к ее творчеству, но, собственно, и спровоцировала его по-настоящему. Жизнь победила.