Главный вклад Панофского в науку об искусстве – исследования по иконологии, рассматривавшейся им как «раздел истории искусства, который изучает сюжет или смысл произведения искусства, а не его форму», в котором историк искусства «должен уметь видеть способ, использовавшийся в различных исторических условиях для выражения наиболее важных движений человеческой мысли».
ПАНОФСКИЙ, ЭРВИН (Panofsky, Erwin) (1892–1968), немецкий и американский историк и теоретик искусства, педагог. Главный вклад Панофского в науку об искусстве – исследования по иконологии, рассматривавшейся им как «раздел истории искусства, который изучает сюжет или смысл произведения искусства, а не
его форму», в котором историк искусства «должен уметь видеть способ, использовавшийся в различных исторических условиях для выражения наиболее важных движений человеческой мысли».
Панофский родился 30 марта 1892 в Ганновере (Германия). В 1914 защитил диссертацию во Фрайбургском университете; с 192
1 по 1933 преподавал в Гамбурге. В 1931, получив приглашение прочитать курс лекций в Нью-Йоркском университете, приехал в США. После прихода к власти нацистов в 1933 ученый остался в США, как и многие другие его соотечественники. Панофский преподавал в Нью-Йоркском университете, затем в Принстоне; в
1935 он стал профессором Института перспективных исследований. Оставив эту должность в 1962, получил профессорскую кафедру в Нью-Йоркском университете и занимал ее до самой смерти в 1968. Он был блестящим лектором и педагогом и имел множество учеников.
Среди ранних работ Панофского, написанных
еще в Германии, – эссе о гравюре Дюрера Меланхолия. Однако большинство книг и статей исследователя было написано по-английски, уже в США. В его первой работе, созданной в Америке, Исследования по иконологии (1939), рассматривается иконография таких сюжетов, как персонофикация времени и слепой Амур,
неоплатонические идеи в искусстве Возрождения. В течение следующих двадцати пяти лет Панофский написал еще ряд статей по иконологии и книг. Среди них – монография, созданная в соавторстве с первой женой, – Ящик Пандоры (1956), статья Иконография Камеры ди Сан Паоло Корреджо (1961); из трудов по теор