Эриксон начал психоаналитическую практику в Бостоне, а исследования – в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1960 стал профессором Гарвардского университета, в 1968 вышел в отставку.
Родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902, вырос в Карлсруэ, учился в классической гимназии. В 1928 Эриксон начал психоаналитическую подготовку в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после окончания института в 1933 перебрался в Соединенные Штаты. Эриксон начал психоаналитическу
ю практику в Бостоне, а исследования – в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1960 стал профессором Гарвардского университета, в 1968 вышел в отставку. Умер Эриксон в Харвиче (шт. Массачусетс) 12 мая 1994.
Его первая и, возможно, сам
ая известная книга – Детство и общество (Childhood and Society, 1950). В ней Эриксон расширяет представления Фрейда о детстве (с их упором на биологические факторы и частный характер семейной жизни), показывая роль социальных и культурных влияний. Эриксон подчеркивал большое значение юности и других
периодов в жизни человека. С его точки зрения, жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности. Человек в любом возрасте может находиться либо в согласии с собой, либо наоборот, его могут раздира
ть внутренние противоречия. Отвергая психологический детерминизм, Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости.
В книге Молодой Лютер (Young Man Luther, 1958) Эриксон развил свою теорию формирования тожде
ства личности на материале истории жизни Мартина Лютера. В книге рассматривается концепция «моратория» – периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает «кризис идентичности» Лютера, способ, к
аким Лютер преодолевает внутренние конфликты.
Эриксон собрал свои эссе в книги Понимание и ответственность (Insight and Responsibility, 1964) и Идентичность : юность и кризис (Identity : Youth and Crisis, 1968). В 1969 он опубликовал работу Истина Ганди (Gandhi's Truth), исследование того, как чел
овек смог стать выразителем стремления к независимости целой нации. Работы Эриксона включают также сборники эссе Жизнь и исторический момент (Life and the Historical Moment, 1975), Завершенный жизненный цикл : обзор (The Life Cycle Completed : A Review, 1982) и Способ рассмотрения (A Way of Looking