Он родился рабом во фригийском городе Иераполис (Hierapolis, Phrygia) – сегодня это Памуккале (Pamukkale), один из важнейших туристических центров Турции (Turkey), - и жил в Риме (Rome) вплоть до своего изгнания, когда он направился в Никополис (Nicopolis), город на северо-западе Греции (Greece), где оставался до конца своей жизни. Учение Эпиктета было записано и опубликовано его учеником Аррианом (Arrian) под названием 'Беседы Эпиктета' (Discourses of Epictetus).
Философия, учил Эпиктет, - это образ жизни, а не просто теоретическая дисциплина. Согласно Эпиктету, все события внешнего мира предопределены судьбой, и, таким образом, не подлежат контролю со стороны индивидуума, но человек может принимать все, что происходит, спокойно и беспристрастно. Люди, между тем, несут ответственность за свои собственные действия, которые они могут контролировать посредством строгой самодисциплины. Страдание возникает тогда, когда человек пытается контролировать то, что не поддается контролю, или от пренебрежения своими силами. Будучи частью Вселенной, человек обязан заботиться о всех своих собратьях. Предполагается, что человек, который следует этим заповедям, сможет достичь счастья и душевного спокойствия.
Итак, Эпиктет родился около 55 года нашей эры в Иераполисе, Фригия. Имя, данное ему родителями, осталось неизвестным - если оно вообще было дано, - а слово 'epiktetos' (επικτητος) по-гречески означает просто 'купленный'. Осталось неизвестным и то, как в ранние годы юности Эпиктет попал в Рим, но, предположительно, это произошло усилиями работорговцев. Он провел свою молодость как раб в доме Эпафродита (Epaphroditos), очень богатого римского вольноотпущенника и секретаря императора Нерона (Nero). Практически с самого начала своего пребывания у Эпафродита Эпиктет обнаружил страсть к философии, и с позволения своего хозяина занялся изучением философских воззрений стоиков под началом римского философа Гая Музония Руфа (Gaius Musonius Rufus). Поскольку он вырос более образованным, чем обычно бывали рабы, Эпиктет занял более весомое положение в доме Эпафродита. Известно, что Эпиктет имел увечье, был хромым, и греческий христианский философ Ориген (Origen), живший, правда, много позже, рассказывал историю о том, что калекой его сделал хозяин. Опять же, неизвестно, как Эпиктет получил свободу, но, в конце концов, он начал преподавать философию в Риме. Около 93 года н.э. император Домициан (Domitian) изгнал из Рима всех философов, а потом и из Италии (Italy), и Эпиктет отправился в Никополис, город в юго-западной части греческого Эпира (Epirus, Greece), где основал философскую школу.
Его самым известным учеником стал историк и географ Луций Флавий Арриан (Lucius Flavius Arrianus), ставший впоследствии высокопоставленным чиновником в Римской империи (Roman Empire). Арриан занимался у Эпиктета в молодости, около 108 года н.э. Сам философ не оставил после себя записей, и Арриан, основываясь на лекциях учителя, написал многотомный трактат 'Беседы Эпиктета', хотя некоторые исследователи утверждают, что это произведение должно рассматриваться как оригинальное литературное произведение самого Арриана. Арриан описывает Эпиктета как мощного оратора, который мог заставить слушателей чувствовать именно то, что философ хотел бы, чтобы они почувствовали. Многие видные личности своего времени искали его общества, император Адриан (Hadrian) удостаивал Эпиктета своей дружбы и, возможно, слушал его выступления в школе философа в Никополисе.
Эпиктет жил очень простой жизнью и почти не имел имущества. В течение длительного времени философ жил в одиночестве, но в старости он усыновил ребенка своего друга, которому иначе пришлось бы уповать на милость судьбы. Вероятнее всего, он бы просто умер с голоду. Эпиктет нанял себе в помощь женщину и вырастил мальчика. Эпиктет умер около 135 года нашей эры. После его смерти один поклонник купил его светильник за 3000 драхм.