Американский бизнесмен, один из самых богатых и уважаемых торговцев постреволюционной эпохи из Сейлема, штат Массачусетс (Salem, Massachusetts). Дерби был владельцем 'Grand Turk', первого судна из Новой Англии (New England), которое стало вести торговлю напрямую с Китаем (China).
Он появился на свет 16 августа 1739 года в семье капитана и купца Ричарда Дерби (Richard Derby), но Элиас никогда не выходил в море. В весьма юном возрасте он поступил на службу в контору своего отца и отвечал там за бухгалтерию с 1760 года и до начала революции. К 1760 году Ричард Дерби владел флотом, по меньшей мере, из тринадцати судов и вел обширную торговлю в нескольких направлениях. Как многие другие сейлемские торговцы, Дерби поддержал революцию и получил от этого немалую прибыль. Судя по всему, Элиас активно участвовал в финансировании операций приватиров и имел долю в их предприятиях. Корабль 'Grand Turk', спущенный на воду в мае 1781 года, стал самым большим и самым успешным каперским судном в Сейлеме, захватив добычу с 17 кораблей только с 1781 по 1782 год. Судно обладало грузоподъемностью в 300 тонн, дном, обшитым медью, и 28 пушками.
К тому времени как Америка (America) обрела независимость, Дерби считался вторым богатейшим человеком в Новой Англии, уступая размерами состояния только семейству Кэботов (Cabots) из Беверли, штат Массачусетс (Beverly, Massachusetts).
После окончания войны за независимость состояние прибрежной и международной торговли оставляло желать лучшего. Каперские суда, построенные во время войны, были крупнее и быстрее, и представляли собой ценный ресурс, который было бы преступно не исполь
зовать в мирное время. Дерби сыграл ключевую роль в налаживании новых торговых связей, в том числе, с Россией (Russia), балтийскими странами и Европой (Europe), а также Ост-Индией (East Indies). Последнее направление принесло сейлемским купцам невиданное процветание.
В ноябре 1784 Дерби послал 'Grand Turk' под командованием капитана Джонатан Ингерсолла (Jonathan Ingersoll) к мысу Доброй Надежды (Cape of Good Hope). Плавание было успешным, и в декабре 1785 судно снова отправилось по тому же маршруту. Плавание заняло 82 дня, а торговля на этот раз оказалась не столь выгодной, как ожидалось, и 'Grand Turk' отправился дальше, на Маврикий (Mauritius), находившийся в то время под контролем французов, став первым американским судном на местной 'перевалочной' станции. На Маврикии спрос на груз американцев тоже оказался невелик, зато французские купцы заключили с 'Grand Turk' контракт на доставку груза в Кантон (Canton) – сегодня он называется Гуанчжоу (Guangzhou), - а оттуда назад в Бостон. Капитан и суперкарго написали об этом плане Дерби, но далее он узнал обо всем, когда плавание уже состоялось. Правда, в Китае дело пошло не совсем так, как планировалось, у французских купцов не хватило средств, много денег ушло на подношения местным чиновникам и всяческие сборы, и тогда капитан и суперкарго приобрели в Кантоне груз от имени Дерби
'Grand Turk' стал одним из пяти американских кораблей – и первым из Сейлема, - которые в 1786 году побывали в Китае. 22 мая 1787 года он вернулся домой и приобрел славу первого новоанглийского судна, напрямую торговавшего с Китаем.
Поначалу Дерби, как и большинство американских торговцев, был настроен более чем оптимистично в отношении торговли с Китаем. В 1789, по меньшей мере, 16 американских судов отправились в Кантон, и Дерби владел четырьмя из них. Затем последовал перерыв на восемь лет, поскольку всего за три года американский рынок был перенасыщен китайским чаем, а алчность кантонских чиновников и продолжительность плавания серьезно сказывались на прибыли. И тогда Дерби сосредоточился на торговле с Маврикием, Батавией (Batavia), Суматрой (Sumatra) и Индией (India), не забывая, впрочем, о налаженных связях с Европой.
Дерби часто упоминается в литературе как 'король Дерби' или как первый американский миллионер. Маловероятно и то, и другое – на самом деле, этим прозвищем торговца наградил Натаниэль Готорн (Nathaniel Hawthorne) в своей 'Алой букве' (The Scarlet Letter), а состояние Дерби на момент его смерти составляло около 800 000 долларов. С другой стороны, в пересчете на нынешние деньги это, конечно, были миллионы. Дерби умер 8 сентября 1799 года. После его смерти его состояние и имущество перешло к его детям