Занятия драматическим искусством с литератором и поэтом Н. И. Гнедичем (с 1807), приобщившим её к эстетическим принципам и мироощущению декабристской гражданской поэзии, оказали влияние на творческие устремления Семеновой, помогли ей стать выдающейся русской трагической актрисой.
Семёнова Екатерина Семеновна [7(18).11.1786—1(13).3.1849, Петербург], русская актриса. Окончила Петербургский театральное училище. Занималась с И. А. Дмитриевским, затем с А. А. Шаховским. Выступала на сцене петербургского императорского театра с 1803; в труппе — с 1805.
Большая эмоциональность, искренность исполнения с особенной силой проявились в трагедиях В. А. Озерова (Антигона — «Эдип в Афинах», Моина — «Фингал», Ксения — «Димитрий Донской», Поликсена — «Поликсена»).
Занятия драматическим искусством с литератором и поэтом Н. И. Гнедичем (с 1807), приобщившим её к эстетическим принципам и мироощущению декабристской гражданской поэзии, оказали влияние на творческие устремления Семеновой, помогли ей стать выдающейся русской трагической актрисой.
Она создала сильные, страстные характеры, главным источником трагического в которых был нравственный максимализм, неосуществимая жажда свободы. Самобытный художник, Семенова по-новому трактовала женские образы трагедий Расина (Гермиона — «Андромаха», Клитемнестра — «Ифигения в Авлиде», Федра — «Федра»), Вольтера (Аменаида — «Танкред», Меропа — «Меропа», Заира — «Заира»), Лонжепьера (Медея — «Медея»), поднимала до трагического звучания многие роли в романтических драмах и мелодрамах.
Как новое качество в актёрском искусстве критика отмечала в её игре, наряду с внутренней свободой чувства, одухотворённостью, ясность общей поэтической идеи образа.
В 1820—22 Семенова в театре не выступала. В 1826, выйдя замуж за князя И. А. Гагарина, оставила профессиональную сцену. Талант ее высоко ценил А. С. Пушкин.