Брешко-Брешковская Екатерина Константиновна (1844 - 1934) - один из организаторов и руководителей партии эсеров, принадлежала к ее крайне правому крылу. После Февральской революции 1917 г. поддерживала буржуазное Временное правительство. После Октябрьской социалистической революции боролась против Советской власти. В 1919 г. эмигрировала в США, затем жила во Франции. За границей вела кампанию против Советской России, выступала за подготовку новой интервенции, участвовала в парижском белоэмигрантском органе "Дни".
Брешко-Брешковская (урождённая Вериго) Екатерина Константиновна (13 янв. 1844, с. Иванове Невельского у. Витебской губ.,- 12 сент. 1934, с. Хвалы-Почернице, под Прагой). Из помещичьей семьи. Детство и юность провела в имении Луговец (Мглинский у. Черниговской гуо.), получила хорошее домашнее образование. В воспоминаниях Брешко-Брешковская писала: "... всё время страдала и болела сердцем за кого-нибудь: то за кучера, то за горничную, то за работника, то за угнетаемых крестьян" ("Бабушка Е.К. Брешко-Брешковская о самой себе...", П., 1917, с. 2). Именно в эти годы, считала она, в ней созрела твёрдая решимость "жить только для народа". После реформы 1861, в 17-летнем возрасте, начала борьбу за осуществление идеала светлого будущего, заслужив в конечном итоге имя "Бабушки рус. рев-ции". "Её обществ, биография,- писал А.Ф. Керенский в посвященном ей некрологе- история рев. движения за три четверти века... без неё не может уже обойтись сама история, ибо без Бабушки духовно ущербленной оказалась бы современная Россия" ("Совр. записки", 1934, № 56, с. 394). Брешко-Брешковская 10 лет проработала в созданной ею крест, школе и одноврем. создавала ссудо-сберегат. кассы, взаимопомощь, артели, организовывала крестьян перед выборами в судьи y. управу. В нач. 1870-х гг. Брешко-Брешковская, уже замужней женщине, стало ясно, "что пр-во боится сознательности народа и старается его держать в рабском бесправии", это заставило искать "др. способы работать на пользу дорогого мне народа... я решила отправиться по России, чтобы с ними вступить на путь борьбы нелегальной" ("Бабушка Е.К. ..., с. 3). Была натурой эмоциональной, искренне приверженной религии, в её миросозерцании идеи христианства переплетались с идеями народнич. социализма. С 1873 чл. кружка "чайковцев"- орг-ции, решившей "проникнуть в народ лично, а не только посредством книг и листовок" (там же). Одна из создательниц "Киевской коммуны", под именем солдатки Феклы Косой участвовала в "хождении в народ". В сент. 1874 была арестована, просидела до суда св. 3 лет. На "процессе 193-х" (окт. 1877 - янв. 1878) заявила, что имеет честь "принадлежать к соц. и рев. партии российской" и потому не признаёт этого суда. Приговорена "к 5 годам заводских работ": на Карийской каторге стала первой женщиной-политкаторжанкой. В 1879 переведена на поселение в Баргузин, летом 1880 пыталась бежать. За это власти приговорили Брешко-Брешковскую к 4 годам каторги и телесному наказанию в 40 плетей, к-рое применить не решились из-за боязни бунта политических. В 1882, после года тюрьмы, снова каторга на Каре. В 1885-93 - на поселении в Селенгинске. Затем жила в Иркутске, после амнистии по случаю коронации Николая II в сент. 1896 вернулась в Европ. Россию. С 1898 снова на нелег. положении.
В 1899 Брешко-Брешковская вместе с Г.А. Гершуни участвовала в создании "Рабочей партии полит, освобождения России". Осенью 1901 вместе с Гершуни были инициаторами создания Боевой орг-ции Партии социалистов-революционеров (ПОР), к-рая до 1905 совершила 4 крупных террористич. акта. Вошла в рук-во ПСР. После разгрома эсеров в 1903 эмигрировала в Швейцарию. Участвовала в подготовке кадров пропагандистов. В авг. 1904 дел. Амстердамского конгресса 2-го Интернационала; совершила поездку в США для сбора денег на нужды партии. В мае 1905 вернулась в Россию. В течение всей рев-ции находилась на нелег. положении. Из подполья приветствовала 1-й съезд ПСР (29 дек. 1905 - 4 янв. 1906). В февр. 1907 на 2-м съезде ПСР выступила за блок с кадетами. В сентябре была выдана Е.Ф. Азефом и арестована в Симбирске. До суда 2 года 9 мес. содержалась в Петропавл. крепости. В 1910 приговорена (за принадлежность к ПСР) к ссылке в Ниж. Илимск, а затем в г. Киренск. В 1914, после неудачной попытки побега из заключения в Иркутской тюрьме, последовали ссылка в Якутск, возвращение из-за болезни в Иркутск и с 1916 (до Февр. рев-ции) поселение в Минусинске.
4 марта 1917 "минусинская Гор. дума in corpore явилась поздравить Бабушку с победой и торжеством её идей". Ей "был предоставлен для возвращения в Россию спец. вагон, и это возвращение было сплошным триумфом" (Попов И.И., Е.К. Брешко-Брешковская. Бабушка рус. рев-ции, П., 1917, с. 34). Прибыла в кон. апр. в Москву, где её бурно чествовали в Гор. думе, Совете РД, К-те обществ. орг-ции. Начала активную деятельность в поддержку Врем. пр-ва, постоянно совершая агитпоездки по стране и особенно защищая от нападок Керенского - "достойнейшего из достойных граждан земли русской, ...гражданина, своим решительным и мужественным словом и образом действий спасшего Россию в революционные дни февральского переворота" (там же, с. 40). По его предложению в Петрограде жила в Зимнем дворце. Она пишет и издаёт автобиографию. серию брошюр, в к-рых доступно излагает осн. положения эсеровской программы и вместе с тем отвечает на злободневные вопросы, волновавшие народ. Говоря об Учред. Собр., Брешко-Брешковская видит в нём не только "тот фундамент, на к-ром будет строиться великолепный хрустальный храм Свободной России", но и рекомендует туда "выбрать людей... к-рые ещё при старом порядке не переставали говорить о Земле и Воле". В наказ депутатам должны быть положены требования эсеровской программы: 1. Демокр. Республика; 2. Вся земля народу, социализация земли; 3. "Да здравствует равноправие всех национальностей, населяющих Рос. Гос-во! Долой сословия и привилегии!": 4. "Закон о всеобщем обязат. образовании" и "Да здравствует 8-час. рабочий день - путь к образованию, благосостоянию и здоровью!"; добиваться всего этого на основе всеобщего, равного, тайного и прямого голосования (см.: Брешко-Брешковская Е.К., Что делать в Учред. Собр.?, М., 1917, с. 4-8).
В агр. вопросе Брешко-Брешковская стояла на точке зрения его безотлагат. решения (в отличие от позиции рук-ва ПСР). Выступая на съезде КД Моск. губ. (29 апр.), призвала "немедленно приступить к орг-ции крест. Советов для скорейшего достижения чаяний всего крест-ва - передачи всей земли народу" ("Рев-ция 1917", т. 2, с. 90). На 1-м Всерос. съезде Советов КД (4-28 мая) выбрана в Исполком Всерос. Совета КД, получив 809 голосов "за" (810 набрал только В.М. Чернов). 27 июля в ст. "Контррев-ции нет места" Брешко-Брешковская писала: "...наш народ твёрдо решил оставить за собой право... на переход всей земли от частной собственности в общественную. Он не расстанется с этим правом ни при каких условиях, и если возникнут попытки контррев-ции, то это приведёт только к кровопролитию, нисколько не обеспечивая торжества врагам народа" ("Воля Народа", 1917, 1 авг.).
В вопросе о войне Брешко-Брешковская была сторонником победы во что бы то ни стало. Выступая на митинге перед солдатами и матросами в Петрограде, заявила: "Великие воины и граждане, освободите нас скорее от врага.Я, старуха, идти на войну не могу, хотя если бы вы этого потребовали от меня, отправлюсь" (там же, 8 мая), считала, что "каждый день приближает Россию к пропасти... мы парализуем не только её предстоящую возможность к возрождению, но в то же время изолируем её на всю будущую историю, ставя в положение изменницы делу интернационального пролетариата, призывающего Россию на помощь, ради скорейшего освобождения... ради скорейшей возможности приступить к разрешению национальных проблем мирным путём" (там же, 6 нюня). Свои взгляды Брешко-Брешковская обычно излагала в газете "Воля Народа", в редакцию к-рой вошла 13 июля (после возвращения с отдыха в Крыму).Свой отказ сотрудничать в ЦО ПСР газ. "Дело Народа" она объясняла "германофильским" характером её статей о войне.
На 3-м съезде ПСР (25 мая - 4 июня, Москва) Брешко-Брешковская была единодушно заочно, т.к. находилась на лечении, избрана почётным председателем. В письме съезду Брешко-Брешковская писала: "Нам необходимо единение внутреннее- единство мысли и чувства... мы "народники" не по названью только, Мы - народники в силу нашей любви и бесконечной преданности высшим интересам, настоящим и будущим, нашего великого народа... И на наши головы ляжет ответ за малейшее допущение измены или нарушения данной народу клятвы - служить ему верой и правдой" ("Третий съезд ПСР", П., 1917, с. 47-48). При выборах ЦК группа центра предложила избрать Брешко-Брешковскую вне списков "как человека, стоящего для нас всех на совершенно исключит, высоте..." почётным членом ЦК. что было принято без голосования (там же. с. 365). Узнав об отказе съезда избрать в ЦК Керенского, Брешко-Брешковская заявила о выходе из его состава ("Воля Народа", 1917, 21 июня). Выступая, Брешко-Брешковская делала упор на моральную сторону вопроса. В полит, клубе женщин - гражданок Севастополя говорила: "В любви к народу, в знании его души - вы найдёте и умение служить ему и высшую награду быть счастливыми" (там же, 16 июля). В "Заметке" Брешко-Брешковская отмечала, что "Россия самое отсталое в деле просвещения гос-во, что невежество масс есть главный источник всех поражающих Россию бедствий" и что "свет знаний повышает не только... благосостояние народа, но и ...его нравственность, этот главный фактор прочного счастья всего человечества" (там же, 18 июля).
Летом её осн. тема - единение и оборона страны. 1 июля Брешко-Брешковская прислала приветствие 1-му женскому воен. съезду, призвала вступить в женский "батальон смерти". В ст. "Женский батальон" писала: "Да будет благословенно начинание ваше... С вами правда, с вами честь, с вами благословение великой Родины вашей, прочь сомненья - смело вперёд!" (там же, 6 авг.). В июле во время тарнопольского прорыва немцев призывала: "...соберите силы свои и направьте их... на врагов внешних и внутренних". К последним она относила бывших полицейских, жандармов, чиновников, черносотенцев, к-рые, по её утверждению, "примкнули к ленинцам-большевикам, все они спешат развратить и армию и рабочих и вернуть старые порядки с царём во главе... Объединимся... на одной цели - на спасении Родины" (Попов И.И., указ. соч., с. 38).
На Гос. совещании (12-15 авг., Москва) Брешко-Брешковская была делегатом от Исполкома Всерос. Совета КД. В выступлении 15 авг. "от рус. истории" (выражение Керенского) сказала, что народ выдержал испытание рев-цией, и теперь остаётся осуществить всеобщее единение, ибо "все в единении признают, что Родина у нас есть и что Родина эта достойна того, чтобы её защищали". К единению были призваны и интеллигенция, и капиталисты, причём последние должны быть поставлены под самый строгий, со стороны пр-ва, контроль, ибо "на их душе громадный грех" ("Гос. совещание", с. 227-29).
14-15 сент. все газеты перепечатали из "Воли Народа" манифест-воззвание, подписанный Орг. Советом петрогр. группы эсеров во главе с её почётным пред. Брешко-Брешковской. Воззвание требовало от ЦК ПСР "навсегда порвать с циммервальдизмом, пораженчеством и большевизмом, к-рые ведут партию к расколу, армию - к разгрому и страну - к развалу" ("Рус. Свобода", № 20-21, с. 30). Брешко-Брешковская была избрана в сеньорен-конвент Врем. Совета Рос. Республики. Как старейший член 7 окт. открыла его заседание. Своё выступление посвятила необходимости скорейшей передачи земли крест-ву: "Теперешние страшные беспорядки и анархические явления вызываются... требованием и правом" крестьян на землю. "Надо понять, что никакими маленькими пластырями эту ист. нужду не вылечишь, а пора помириться с мыслью, что земля перейдёт к народу". "Наша Россия будет сама виновата, если не сумеет сделать взаимные уступки настолько коренными, чтобы избежать вражды" ("Воля Народа", 1917, 8 окт.). Была избрана чл. Учред. Собр. (по Черниговскому избират. округу).
Октябрьскую революцию не приняла. На 4-м съезде ПСР (26 ноября - 5 декабря) Брешко-Брешковская 29 ноября отвела обвинение в "поправении" и заявила, что сохраняет в чистоте учение своих предшественников, сожалеет, что партия слишком разрослась за счёт чуждых людей и этим потеряла свой моральный авторитет. Отказалась от почётного председательствования. Многие делегаты настаивали на исключении из партии её и Керенского (см.: "Революция 1917", т. 6, с. 235). Считала, что "чаша позора переполнилась в момент Брест-Литовского мира... Смерть казалась избавлением" ("Новый журнал", 1954, N 38, с. 206). Перешла на нелегальное положение.
Летом 1918 Брешко-Брешковская участвовала в деятельности Комуча (Самара), в сентябре - Уфимского государственного совещания, в 1919 году уехала в США, затем переехала во Францию, с 1924 - в Чехословакии.
"Оказалась бодрой и живой старухой"
Суббота, 21 июля - 3 авг[уста 1918 года]
Сегодня посетил "бабушку русской революции" Ек. Конст. Брешко-Брешковскую. Она оказалась с несколько ослабленным слухом, даже полуглухой, но удивительно бодрой и живой старухой. Она очень заинтересовалась строительством власти в Сибири и меня подробно обо всем расспрашивала, так что наша беседа продолжалась свыше часу.
Дневник Петра Васильевича Вологодского. В кн.: За спиной Колчака. Документы и материалы. Под редакцией др. и. н. проф. А.В.Квакина. М., 2005.
"Бесстыдники..."
Характерным примером колебаний и брожения умов в этом важнейшем вопросе, как и на каких началах следует создавать новую армию (речь идет о Белой армии в Сибири – ХРОНОС), может служить инцидент, случившийся при проезде Брешко-Брешковской через Омск, когда она, в общем, - сочувственная национальному делу, была возмущена, увидев признаки дореформенной дисциплины в армии. Ей приписывают фразу: «Бесстыдники, они восстановили погоны и кокарды!» Фраза эта циркулировала в офицерской среде и усиливала ее раздражение против социалистов.
Записки Ивана Ивановича Сукина о Правительстве Колчака. В кн.: За спиной Колчака. Документы и материалы. Под редакцией др. и. н. проф. А.В.Квакина. М., 2005. с. 342.
В. Зензинов о Е.Бешко-Брешковской:
“Жизнь ее была легендарной. Выйдя еще совсем молодой женщиной замуж, она бросила семью — семью родителей и свою собственную, оставила тетке своего грудного ребенка (превратившегося со временем в известного, весьма плодовитого, пошлого и бездарного романиста H. H. Брешко-Брешковского) и ушла в революцию. Она происходила из родовитой дворянской помещичьей семьи на Украине (Вериго), но превратилась в крестьянку — жила среди крестьян и проповедовала им революцию.
Была арестована, долго сидела в тяжелых условиях в тюрьме, участвовала в процессе 193-х, сослана была в Сибирь, пробовала оттуда бежать, снова была арестована и отправлена на каторгу. Тюрьма, ссылка, побег, опять тюрьма, каторга, Сибирь, опять побег и опять тюрьма и каторга — в этом прошли 22 года жизни. Только в 1901 году она была возвращена из Сибири, но, вернувшись в Россию, сейчас же снова окунулась в революционную работу.
Брешковская была одной из основательниц партии социалистов-революционеров. Два года прожила она под разными именами в России, разъезжая из одного конца ее в другой и всюду, как апостол, проповедуя дело всей своей жизни, создавая на местах революционные кружки из крестьянской молодежи и из учащихся, из студентов. Молодежь льнула к ней, как к любимой матери, как к бабушке. И всюду, где она проезжала, она оставляла после себя организации…
У нее было простое крестьянское лицо, по-крестьянски — “рогами” — повязанный на голове платок, веселые глаза. — “Фу, засиделась!” — воскликнула она и, к величайшему моему удивлению, положив руки на бока, прошлась по всей комнате, притоптывая ногами, как в русской плясовой. Это была Бабушка… В ней были простота и прямота, которые сразу смывали все условности, все перегородки. Я чувствовал, что она имеет право всё знать, имеет право задать любой вопрос, но вместе с тем я почувствовал, что она и всё поймет. Впрочем, тогда она меня, должно быть, не поняла, потому что позднее мне передавали, что разговором со мной она осталась недовольна. — “Ничего путного из него не выйдет”, — сказала она обо мне. Через много лет, когда мы снова встретились с Бабушкой и когда у меня позади уже были годы революционной работы, тюрьмы и ссылки, она сама мне призналась в суровом приговоре, который тогда мне вынесла. — “Я рада, — заключила она свое признание, — что тогда в тебе ошиблась”.
В. Чернов о Е.Бешко-Брешковской:
Чернов Виктор Михайлович“Когда Катерина Вериго, ставшая Екатериной Константиновной Брешко-Брешковской, на склоне лет попала в Париж, она пленяла тогдашних лидеров французского социализма своим прекрасным французским языком, но языком старомодным, языком их дедов и прадедов. Не в одной французской среде “бабушка” выглядела гостем прошлого столетия.
В старости “бабушка” не раз добродушно рассказывала, каким божеским наказанием была она для своей старой няни, то, обрабатывая ее во вспышках детского гнева руками и ногами, то душа ее в своих объятиях в порывах раскаяния. И более полвека спустя нетрудно было узнать в перевалившей на седьмой десяток лет “бабушке” ту же самую бурную Катю — только на этот раз она так же своевольно, чуть не руками и ногами обрабатывала захотевший, видите ли, стать ей политической нянькой-указчицей Центральный Комитет Партии Социалистов-Революционеров.
… В 1910 году корреспондент английской газеты, увидев К. Брешковскую на процессе, написал: “Эта престарелая, седая женщина, одетая в черное поношенное платье, — бабушка, как любовно зовет ее партия освобождения, — шла с достоинством и сияющим лицом, как мученица, вдохновляемая величием дела, которому она предана и которое превращает страдание в высшую радость”.
… Катерине Брешковской выпала на долю бурная молодость. Охваченная общим поветрием, она бросается в Петербург на курсы. Отец дрожит за будущее своей безудержной Кати и пробует приковать ее к дому: чтобы она могла осуществить мечты о служении народу, он создает для нее сельскую школу. Тут же, наготове, найдется и подходящий жених: семья будет для нее тихой пристанью.
Всё сначала идет, как по-писанному. Культурная работа в полном разгаре: вырастает школа, за ней библиотека, а там — сберегательная касса. В них работает рядом с Катериной молодой студент из соседей-помещиков, она 24 лет от роду выходит за него замуж и становится Брешковской.
Но на черниговских либералов обрушивается гнев подозрительной администрации. Старика Вериго увольняют со службы за неблагонадежность, чету Брешковских отдают под надзор полиции. Все их учреждения разгромлены, закрыты. Муж покоряется судьбе, в их браке женственно-мягкой натурой является он, а мужественное начало воплощено в ней. Катерина Брешковская отвечает на разгром культурной работы уходом в революционную работу. Мужу она предъявляет ультиматум: или идти вместе по предстоящему ей тернистому пути, или разойтись. Идти ей приходится одной. Муж остается где-то позади. Но у Катерины, кроме мужа, есть еще и ребенок. После многих бессонных ночей принесена и эта, еще более тяжкая жертва. Младенца берет на свое попечение жена брата Катерины, и он вырастает, считая свою тетку матерью, а настоящую мать — теткой...
… Заграницу шли вести: бабушка витает по всей России, как святой дух революции, зовет молодежь к служению народу, крестьян и рабочих — к борьбе за свои трудовые интересы, ветеранов прошлых движений — к возврату на тернистый путь революции. “Стыдись, старик, — говорит она одному из успокоившихся, — ведь эдак ты умрешь со срамом, — не как борец, а на мягкой постели подохнешь, как изнеженный трус, подлой собачьей смертью”.
…Война пробудила в Катерине Брешковской взрыв патриотических чувств. Она и в ссылке щиплет корпию и шьет белье для раненых. Отдав этим долг чувству гуманности, тем полнее и свободнее предается она другой стороне своей натуры: она жаждет, она требует беспощадного разгрома виновников войны — немцев.
Катерина Брешковская никогда не была приспособлена к руководящей роли в центре большой политической организации. Тут ей было не по себе. Не теоретик, не стратег и не тактик была она, а проповедник, апостол, убеждающий словом и, еще более, действенным примером. К ней всегда тянулись молодые души, потому что она в них верила и этой верою заставляла их стать выше самих себя. Всем она щедро оказывала моральный кредит, но от всех требовала, чтобы за словом шло полноценное дело. И так как сама она была цельна, словно вырублена из одного куска гранита, от нее излучалось во все стороны сияние такого морального авторитета и высокого престижа, который дается немногим избранным натурам...”.
В.М. Чернов “Перед бурей. Воспоминания”. N.-Y. Изд. имени Чехова. 1953. C. 129-131.