EINSTUERZENDE NEUBAUTEN ("Айнштурценде Нойбаутен" - Саморазрушающиеся Новостройки) появились в Берлине, тогда еще Западном, в 1980-м, первоначально как часть дадаистского музыкального движения Die Geniale Diletanten (Гениальные Дилетанты - термин Вольфганга Мюллера из Die Toedliche Doris).
Движение проповедовало создание новых форм в процессе разрушения любых существующих традиций, и EN вскоре стали заметным коллективом, благодаря использованию стальных листов, рессорных пружин, электродрелей, циркулярных пил, отбойных молотков, бетономешалок, пластиковых контейнеров, песка, камней, горящего масла, железнодорожных мостов, огнестрельного оружия и самодельных металлических объектов как музыкальных инструментов (особые эстеты могли получить в качестве деликатеса еще и шуршащий пенопласт и гвоздь по стеклу).
Восхищенные производимым ими самими шумом, Новостройки стали сочинять музыку, посвященную энтропии вселенной, вовлеченной в вихрь хаоса. Тексты изображали всяческие вирусы и черные звездные системы, современный упадок и пограничные психологические состояния - апокалиптический взгляд, подпитанный щедрой почвой богатой немецкой литературной традиции.
В основе музыки лежала созданная ими новая форма городского блюза с очень интенсивным и органичным саундом, т.к. записывались они тогда преимущественно вживую, без сэмплеров и других цифровых примочек. Логотипом, ставшим впоследствии всемирно известным (его татуировки, например, красуются на плечах Генри Роллинза из Rollins Band и Евгения Федорова из Tequilajazzz), было выбрано примитивное изображение человека с солнечным символом вместо головы. Einsturzende заявляли, что обнаружили его в Стоунхендже, но, похоже, изобрели этот логотип самостоятельно.
Первый состав Neubauten включал Кристиана Эммериха, более известного как Бликса Баргельд (родился 12.1.1959 в Берлине и, по слухам, до увлечения музыкой работал могильщиком и мусорщиком), нью-йоркца Эндрю Чьюди (псевдоним - Н.У.Унрух, 9.6.1957) и двух девиц - Гудрун Гут и Беату Бартель. Гудрун и Беата, уже прошедшие нелегкие азы панк-рока в составе Mania D., вскоре покинули EN и создали собственные проекты Malaria! и Matador.
В те времена EINSTUERZENDE NEUBAUTEN выступлениями слушателей не баловали, в клубной жизни не преуспели, но, благодаря экстремальности произведенного материала, стали в Германии уже на ранних порах притчей во языцех, особенно когда только что отстроенное здание Германского Конгресса буквально рассыпалось спустя несколько дней после выхода их первого сингла (до этого момента выходили только малотиражные кассеты).
В 1981-м Бликса со товарищи посещают концерт немецкой панк-группы Abwaerts, проходивший в кабаке неподалеку от бывшего концентрационного лагеря Дахау, и предлагают их лидеру Ф.М.Айнхайту (настоящее имя - Франк Мартин Штраусс, 18.12.1958) присоединиться к EINSTUERZENDE NEUBAUTEN. Айнхайт уже был известен в Германии как электронный гений, он играл на любых приборах, производивших разнообразный шум - магнитофоны, радиоприемники и т.д. - и работал с Холгером Хиллером (Holger Hiller) в составе знаменитой немецкой авангардной группы Palais Schaumburg, соответственно, с его приходом в EN их звуковая палитра и музыкальные возможности существенно расширились.
В этом составе и был записан дебютный альбом "Kollaps" (единственный отклик критиков был в одну строчку: "Вы никогда не будете это слушать"). EINSTUERZENDE NEUBAUTEN не отставали от журналистов и на попытки прессы выяснить источники их вдохновения невозмутимо заявляли, что "основное вдохновение они черпают из музыки, которую терпеть не могут - внимательно слушают, анализируют и разчленяют, как труп."
Во время германского тура (вместе с Mekanik Destruktiw Kommandoh и Sprung Aus Den Wolken) к группе присоединился басист - англичанин Марк Чанг (3.6.1957), а еще через год в коллектив вписался молодой гитарист Александр Хаке (11.10.1965), носивший тогда звучный псевдоним фон Борзиг (по названию Borsig-Werke, предприятия, где арбайтен его папаша). Ранее же юный Алекс подрабатывал у EN звукоинженером и поэтому знал, на что идет.
Международное признание критиков пришло к Новостройкам в 83-м, с выходом их второго лонг-плея "Zeichnungen Des Patienten O.T.", посвященного художественному творчеству шизофреников. Много шума наделали и их концерты - опасные террористические смертоубийственные шоу: Бликса, затянутый в кожу с ног до головы, с гитарой наперевес (он признавался, что ненавидит гитарную игру и научился играть не НА ней, а С ней), Хаке - в экстатическом танце, Унрух и Айнхайт, смеющийся гном и мускулистый воин, под чьими руками куски железа превращались в грозное разящее оружие ("покупные " барабаны принципиально игнорировались). В 84-м EINSTUERZENDE NEUBAUTEN (без Бликсы), Дженезис П-Орридж (Psychic TV) и Фрэнк Тови (Fad Gadget) устроили в Лондоне "Концерт для Голосов и Машин", закончившийся разрушением сцены, отключением электроэнергии и вызовом полиции (два последних факта вызывают в памяти подпольные концерты российских альтернативщиков 80-ых).
Во время этих выступлений Бликса познакомился с Ником Кейвом. О существовании EINSTUERZENDE NEUBAUTEN Ник впервые узнал, когда увидел их выступление по ТВ в гостинице в Амстердаме. Потрясенные увиденным, Ник и его команда The Birthday Party cобрали вещички, покинули общепризнанный центр современной музыки Лондон и перебрались в Берлин, где и состоялась историческая встреча. Кейв сразу понял, что их музыка гениальна и предложил Бликсе присоединиться к The Bad Seeds, где тот и работал буквально до недавнего времени, не переставая творить и в EINSTUERZENDE NEUBAUTEN.
Следующий альбом EINSTUERZENDE NEUBAUTEN "1/2 Mensch" ("Пол-человека ") и сборник "Strategies against Architecture" ("Стратегии против Архитектуры ") значительно прибавили группе известности, наиболее популярными они становятся в Японии после успешной серии концертов и снятых японцами видеоклипов к "Yu-Gung" и кавер-версии Ли Хэйзелвуда и Нэнси Синатра "Sand". Хотя о серьезном коммерческом успехе говорить было еще рано, музыка EN наконец-то обрела ясную структуру, тексты Бликсы стали более изысканными, а концертные выступления менее "разнузданными" ("После сотни концертов процесс перестает быть "неконтролируемым", начинается "просто работа").
В 87-м EINSTUERZENDE NEUBAUTEN предложили сочинить и записать музыку для театральной постановки "Andi" в Гамбурге - прекрасная возможность представить свое творчество более обширной аудитории. Пресса, ясное дело, устроила из всего этого скандал, зрителям выдавались ушные затычки, но когда спектакль закончился, публика устроила музыкантам овацию и несколько раз вызывала на бис. Так EN вступили в область established culture, а элементы театра стали все чаще встречаться в их творчестве.
С тех пор Новостройки написали музыку к ряду радио - и сценических постановок и балетам, а Бликса иногда участвовал в них и как актер, проявив и в этом амплуа свой незаурядный талант, Позже, в 87-м, выходит четвертый альбом - "Fuenf Auf Nach Oben Offenen Richterskala" ("Пять Баллов По Открытой Шкале Рихтера"), проявивший ранее неизведанные творческие стороны группы. Гигантское ядро, раскачиваемое EN в течение семи лет, наконец обрушилось на головы слушателей, оглушив их... тишиной. Тщательно разработанные аранжировки, мастерское использование пауз, присутствие "атмосфер" и "ambiences", сложные инструментальные пьесы наряду с песнями характерны для этого альбома, который многие считают лучшим альбомом группы. Некоторые музыкальные критики объясняли такой поворот музыкальной мысли влиянием на Бликсу его работы в The Bad Seeds, хотя почти все остальные участники EN также работали на стороне сольно. Баргельд, помимо работ с Ником Кейвом, совместно с клавишником и гитаристом The Bad Seeds Роландом Вулфом, позже трагически погибшим в автокатастрофе, записывает альбом "Commisioned Works" - саундтреки к театральным постановкам и фильмам. Лишь Марку Чангу отведена сугубо прозаическая роль защиты авторских прав и ведение финансовых дел и бухгалтерии группы.
В 89-м вышел альбом "Haus Der Luege", который продолжил творческое направление, намеченное "Fuenf Auf Nach..." - четкие ритмы, яркие мелодии, политические мотивы в текстах песен сделали этот релиз доступным широкой публике и открыли возможность для мирового турне. В 90-м EN подписывают контракт с фирмой Mute - сильнейшим британским независимым лейблом, а через год открывают под крышей Mute свой лейбл - EGO. Первым релизом EGO стал "Die Hamletmachine" - саундтрек к одноименному радиоспектаклю, где Бликса играл Гамлета (!). На следующем альбоме - "Tabula Rasa" - впервые появляются песни не только на немецком, но и на английском. Потрясающий звук и богатейшие аранжировки - Neubauten следовали выбранной линии, а некоторые из пьес стали музыкальной основой для хореографических изысков известной канадской танцевальной труппы "LaLaLa the Human Steps" (в их биографии - работа с Дэвидом Боуи и Филиппом Глассом).
Альбом "Ende Neu" cодержит меньше претензий, но оттого, наверное, еще более сильный в музыкальном отношении. Элементы нигилизма, характерные для ранних произведений EN, вновь звучат в их музыке, а дуэт Баргельда и знаменитой немецкой "поющей" актрисой Мерет Бекер - один из самых ярких лирических моментов из когда-либо записанных EINSTUERZENDE NEUBAUTEN. Спустя четыре года после выхода "Ende Neu" и три года после коллекции ремиксов, на которой отметились Барри Адамсон, Pan Sonic и Алек Импайр, группа официально поменяла свой состав: шумящими предметами занялся Рудольф Мозер, а гитара теперь в руках Йохима Арбайта. В 1999 году группа выпустила в новом составе сингл "Sonnenbarke".
Наконец, в 2000-м году, к 20-летнему юбилею группы выходит "Silence is Sexy" - впервые среди шума присутствует тишина, как инструмент, еще не использованный в таком масштабе и значении. Бликса музицирует на собственной сигарете. На "Silence is Sexy" все основные составляющие неповторимой музыки EN приобрели отточенность формы и несокрушимый мрачноватый романтизм классического стиля EINSTUERZENDE NEUBAUTEN. Основная тема лирики пятнадцати треков юбилейного альбома - память. Личные переживания доведены до вселенского масштаба, а виртуозное владение голосом позволяет Бликсе Баргельду достигать гипнотического воздействия.
В 2001 выпущен " Strategies against architecture III". В него вошли, помимо синглов, трек "Drachen" со своеобразным текстом, разбитым пополам, и занятные студийные эксперименты.
В феврале 2004 года на Mute Records вышел новый альбом группы - "Perpetuum Mobile". В связи с чем EN наметили большое турне, посвященное новому альбому, и в него удалось вписать и Россию: 26 февраля - в Питере, а 27 февраля - в Москве, в Горбушке. Вслед за KRAFTWERK и CAN их можно включить в список Великих Немецких Групп.