Егор Зайцев - один из самых неоднозначных персонажей в мире российской моды. Его новый показ, представленный на Russian Fashion Week сезона весна-лето 2005, ждали с нетерпением: ведь это зрелище не может быть скучным!
LЖП - Lегкое женское платье - такое невинное название выбрал дизайнер для своей коллекции, в которой Женщины-насекомые, продолжающие тему прошлого сезона, вновь поразили зрительское воображение.
Егор Зайцев не дает интервью! - пугали меня коллеги-журналисты. А так хотелось после показа, так меня впечатлившего, побеседовать с его создателем! И я решила рискнуть. Как оказалось, не напрасно. Егор Зайцев оказался не только интересным дизайнером, но и очаровательным собеседником. Он открыто и искренне рассказывает о моде и стиле, о броне и беззащитности, о влюбленности и любви…
- Егор, в своей коллекции LЖП Вы использовали те же мотивы - образ колючей женщины - что и в прошлой. С чем это связано?
- Эти образы живут во мне. Для меня первоначальна графика: каждый вечер я что-то рисую. Образы, которые ко мне приходят, я стараюсь воплотить в одежде. Прошлый сезон был для меня началом определенного цикла, родилась определенная стилистика, переходящая из одного сезона в другой. Коллекция логически перетекает из предыдущей, хотя с точки зрения технологии многие моменты облегчены: на этот раз использовался хлопок и лен.
- Как родилась идея создания Женщины-насекомого, обладательницы шипов и щупальцев?
- Прошлый год был для меня тяжелым, многие душевные переживания нашли свое отражение в коллекции. Рухнули иллюзии относительно моей нужности кому-то. К сожалению, для некоторых я босяк и бродяга. Если я не буду работать, у меня не будет коллекций, а значит, и меня не будет в этом мире.
Мне кажется, я похож на маленькую мушку, живущую только на свету. Малейшая ошибка - и она станет ужином паука. Вокруг меня тоже полно голодных паучков… Когда я себя сдерживал, получались не такие интересные работы. Художник должен быть искренним, но не до конца понятным зрителю.
- В работе Вы воплощаете свои фантазии или страхи?
- Для меня это одно и то же. Все мои фантазии рождаются страхами. Наверное, я до сих пор в себе не разобрался.
- А в детстве Вас мучили ночные кошмары?
- Еще как! Иногда мне кажется, что вся моя жизнь - сплошной детский кошмар, плавно переходящий в старческий маразм…
- Как правило, по работам дизайнера видно, как он относится к женщине. Какая она, Ваша сегодняшняя героиня?
- Девушки, выходящие на подиум в моей одежде, - это нежные цветы, упрятанные во все эти шипы и щупальца. Ради сохранения души современной молодой женщины, я стараюсь отстранить ее от окружающего мира, со всей его грязью, пошлостью и развратом. Одежда выступает в роли телохранителя.
- Егор, а Вы могли бы, как Маленький Принц, ухаживать за своей колючей Розой?..
- Я только этим и занимаюсь! Чувствую себя в огромном ответе за тех, кого приручил.
- Вы ранимый человек?
- Да не то слово. Я настоящий броненосец. Без брони мне было бы очень тяжело. Последние события в моей жизни еще раз меня в этом убедили. Из-за своей расслабленности я пропустил удар, причем от самых близких людей. А ведь удар наносят именно те, кому я не могу дать сдачи…
- Как Вы считаете, одежду из коллекции LЖП будут носить?
- Честно говоря, мне совершенно все равно, будут ли ее носить. Я человек с абстрактным мышлением. Просто сегодня я именно так вижу мир. Кроме того, любая новая вещь первые несколько сезонов воспринимается в штыки, а потом эти же вещи могут стать трендами и на них будет равняться весь мир. Но если судить по отзывам моих друзей и подруг, многие вещи могли бы носиться и сегодня.
- Вы можете представить себе девушку, приходящую утром в офис в экстравагантном одеянии от Егора Зайцева?..
- Ну, всему свое место и время. Офисные женщины многого не могут себе позволить. На них весит множество ярлыков, практиче
ски столько же, сколько и на девушках-моделях. Считается, что они должны спать с начальством, всячески потакать ему. Моя нынешняя коллекция создана в защиту профессии модели. Кажется, офисных женщин тоже пора защищать. Если бы я полюбил девушку, работающую в офисе, я бы обязательно приехал к ней на работу и объяснил бы всем, что к чему. Думаю, что женщина в подчинении - это всегда кабала, связанная с сексуальными домогательствами. Ведь от основного инстинкта никуда не денешься.
- А Вам нравятся женщины, находящиеся в подчинении?
- Мне очень обидно, если я срываюсь и кричу на девушек, работающих в моем агентстве. Они ведь начинают меня бояться! Если в их глазах я вижу страх, то явно переборщил. Сразу же представляю на ее месте свою дочку или себя, маленького и слабого. Так что стараюсь не допускать таких ситуаций.
- Для Вас как для мужчины важно, в чем одета женщина?
- На первом этапе, возможно, да. Но сексуальность и привлекательность женщины кроется, безусловно, не в одежде и даже не всегда во взгляде. Это может быть изгиб фигуры или что-то еще. Если уж возникает какая-то особая связь, состояние превлюбленности, то внешнее безразлично. Когда я вижу очень хорошо одетых женщин, холодных или, наоборот, слишком активных, в моей душе ничего не возникает. Одежда вторична. Если внутри у человека - пустота, никакой одеждой это не скрыть.
- Расскажите о какой-нибудь своей яркой превлюбленности…
- Одно время возле Дома моды сидела молодая цыганка. Однажды я дал ей денег. После этого она часто спрашивала наших манекенщиц про меня. Просила покатать ее на мотоцикле. Наши девушки рассказывали, что как-то в ожидании меня она сняла с себя платок и принялась расчесывать волосы. Что-то в этой истории меня задело, во мне проснулось какое-то необъяснимое чувство. Эта девушка была очень симпатична мне духовно…
- Каковы Ваши взаимоотношения с модой?
- С моей точки зрения, fashion-индустрия - это наркотик для толпы, практикуемый во всем мире. Меня интересует мода не как способ тратить деньги, а как искусство и возможность самовыражения. Но я не отношусь к этому слишком серьезно. Мне не близки дизайнеры, создающие сугубо коммерческие коллекции.
- А что Вы любите носить сами?
- Так как я представитель известной дизайнерской фамилии, естественно, я не всегда был свободен в своем выборе. Был период, когда мой отец хотел, чтобы я одевался в классическом стиле. У меня даже был один костюмчик, но я в нем задыхался. Я никогда не следую никаким тенденциям, может быть, потому что очень хорошо все это знаю. Не люблю готовые вещи, постоянно все переделываю, многие вещи ношу годами. Главное - чтобы одежда совпадала с моим внутренним состоянием.
- Как складываются творческие взаимоотношения с Вашим папой - Вячеславом Зайцевым? Не сложно ли работать в одном творческом пространстве?
- Недавно папа сказал в одном интервью, что я не пошел по его стопам: он работает для конкретного человека, а я - ради идеи. И я полностью с этим согласен. Я работаю только для себя, а если кто-нибудь откликнется - значит, жизнь прожита не зря.
- Если для Вас так важен процесс самовыражения, почему Вы не стали, к примеру, художником?
- Мода более мобильна. Здесь есть адреналин, все время нужно быть на волне, в курсе событий. Если прекратить моделирование одежды, то можно отстать от моды. Это как в большом спорте, нужно все время держать себя в тонусе. И такая гонка заводит.
- Егор, что бы Вы порекомендовали читательницам Клео как дизайнер и как мужчина?
- Как это ни банально - любить и быть любимыми. И, конечно, принимать себя. Любовь - это самое главное в жизни; именно она является основой любого творчества…