Эдуард Соколовский рассказал "Сегодня", почему в отдельных домах горожан отопление включили не вовремя и что изменят прямые договоры с потребителями.
В этом году много жалоб на разрытия теплотрасс, из-за которых люди сидят без горячей воды и тепла. В частности: Троещина (пр. Маяковского), Сырец (ул. Вавиловых). Что это за работы, когда они будут закончены?
- Компания в 8 раз увеличила объемы инвестиций в модернизацию и ремонты, поэтому такое количество разрытий. Конечно, перерытые дворы вызывают недовольство горожан. Но мы пошли по пути полной замены внутриквартальных трубопроводов для того чтобы обеспечить киевлян качественным теплом на долгие годы. В этом году мы уже заменили больше 57 км трубопроводов (прим. – из них 28,7 км в рамках модернизации).
А какова длина всех сетей Киева?
- 4,5 тыс км в однотрубном измерении — все трубы горячего водоснабжения и центрального отопления, которые обслуживает «Киевэнерго». Из них 50% отслужили свой срок и подлежат замене. Это центр города, а также Троещина, Борщаговка, Беличи – где не только низкое качество наскоро проложенных в советское время сетей, а и высокий уровень грунтовых вод, из-за чего трубы поддаются коррозии быстрее. В августе мы начали в этих районах работы, ведь люди там много лет страдали от большого количества повреждений.
С какого времени можно сказать, что труба пришла в негодность?
- Разные сроки эксплуатации и технологии. С битум-перлитовой изоляцией трубы в 70-80-е годы прокладывались просто в открытый грунт. Такие участки есть почти по всему городу. В 2000-е годы появились новые технологии, трубы прокладывались в кожухе. Предельные сроки эксплуатации таких труб – 25 лет. Нормальная ситуация с коммуникациями только в новых микрорайонах — Позняках, Осокорках, это показали летние испытания.
Мы общаемся иногда с иностранцами, и для них странны эти испытания. Недавно один американец нам рассказал, что у себя на родине живет в таком же климате, и там никаких испытаний нет. От силы день-два. С чем связано у нас?
- С техническим состоянием трубопроводов. Да, в новостройках испытания проводились в течение 2 дней, могло бы и этого не быть, но проблема в том, что там есть фрагменты старых сетей, к которым подключаются новые. У нас стоит сейчас такая задача – отказаться от летних испытаний, но для этого нужно заменить все изношенные трубы в городе.
Получается, чтобы заменить все, вам понадобится почти 80 лет!
- В наших планах — заменять в год до 100 км коммуникаций, не считая ежедневно возникающих повреждений. И даже эти 100 км в год были бы большой победой.
Практически все лето главк благоустройства критикует «Киевэнерго» за раскопанные дворы, оставшиеся после ремонтов сетей. Начальник главка по благоустройству Сергей Садовой на прошлой неделе заявил, что по компании просроченными остаются около 800 разрытий.
- Господин Садовой не владеет информацией. С начала года компания получила всего 2 409 ордеров (по состоянию на 17 октября). Они выдаются на все сопряженные с нарушением благоустройства плановые и аварийные работы, которые выполняет компания. Сейчас еще ведутся работы по 175 ордерам, по 123 ордерам проводится благоустройство. В этом году разрытия стали более заметными из-за рекордного количества плановых работ по модернизации и капитальных ремонтов сетей. Чем больше сетей мы перекладываем, тем соответственно больше «раскопок» ведем. Плюс аварийные ремонты. Все эти работы выполняют одни и те же сотрудники. Поэтому выбирая между быстрым устранением порыва и высаживанием клумб на месте разрытия, мы выбираем ликвидацию повреждения, чтобы поскорее подать людям тепло или горячую воду.
Недавно была анонсирована система видеонаблюдения за ликвидацией порывов. Якобы благодаря ей порывы будут ликвидироваться в течение суток-двух.
- Могу заверить, что и сейчас в период отопительного сезона порывы на теплотрассах ликвидируются в течение суток, если речь не идет о порывах повышенной сложности. Состояние сетей таково, что в среднем в день случается порядка 20 новых повреждений. И наши бригады работают над ликвидацией повреждений и днем, и ночью. Система видеонаблюдения – это скорее дополнительный способ мониторинга для чиновников, чтобы понимать, на какой стадии находятся работы.
Нам звонили жители домов по: ул. Белорусская, 26 и 28-а, Борщаговская, 189 и др. У них нет отопления. Чья тут вина, когда люди получат отопление?
- Было три причины, по которым дома получили тепло с опозданием. Первая – плохое состояние внутридомовых сетей, находящихся на балансе жэков. Вторая – повреждение теплотрасс, которые эксплуатирует «Киевэнерго», уже после пуска тепла из-за их изношенности, и третья – работы, которые мы проводили по модернизации коммуникаций.
Киевляне жалуются, что по ночам давление теплоносителя падает – батареи остывают, горячей воды нет, а утром все восстанавливается. В чем проблема, может «Киевэнерго» экономит?
- Мы не экономим, потому что заинтересованы, чтобы люди получали тепло. К тому же это товарная продукция, за которую мы получаем деньги. Скорее всего, это вопросы жэков: неудовлетворительное состояние внутридомовых сетей, или может быть завоздушивание.
Прошлой зимой в городе дважды не было тепла в связи с уменьшением подачи газа. Что будет в этом сезоне, снова в случае финансовых проблем будут страдать киевляне?
- У нас есть контракт на поставку газа. При этом остаются большие долги перед «Нефтегазом» и экономически необоснованные тарифы на теплоэнергию. На сегодня 1,6 млрд. грн. – долги бюджета перед «Киевэнерго» за разницу между установленными тарифами и реальной стоимостью тепловой энергии. При этом долги компании перед Нефтегазом - 1,3 млрд. Когда нам вернут деньги, мы тут же разберемся с долгами перед «Нефтегазом».
Но ведь проблемы с бюджетом опять могут быть. И что тогда?
- Пока у нас долги перед «Нефтегазом», мы не можем исключать такого варианта. С другой стороны, мы понимаем, как решить проблему: установить экономически обоснованные тарифы или компенсировать разницу в тарифах.
Что будет с тарифами на горячую воду и отопление, не собираетесь ли вы инициировать их повышение для киевлян?
- Мы подали свои предложения по тарифам на тепловую энергию в Нацкомиссию, осуществляющую госрегулирование рынка коммунальных услуг. Установка тарифов - их компетенция.
Сейчас по всему городу меняют теплотрассы. Речь идет о масштабной реконструкции коммунального хозяйства? Когда эта реконструкция закончится и можно ли говорить, что после нее ситуация радикально улучшиться?
- Разумеется, улучшится. Постепенно. Реконструкция, которую проводит сегодня «Киевэнерго» – это только начало полномасштабной модернизации теплосетей Киева.
Когда «Киевэнерго» перейдет на прямые договора с потребителями и что это изменит?
- Качество услуг точно не изменится, поскольку не важно, с кем заключен договор. Мировой опыт показывает, что договора составляют с домовладельцами, у нас это жэки. А они уже и подписывают договора с жильцами. Но у нас жильцы, хоть и живут в приватизированных квартирах, не хотят вкладывать деньги в совершенствование сетей, которые уже за порогом их квартиры.
Есть ли у «Киевэнерго» возможность отключить от тепла отдельно взятую квартиру, если у хозяина ее большие долги?
- Фактически нет. Мы подаем теплоноситель на весь дом. И невозможно при вертикальной разводке отключить одну квартиру. Других механизмов, кроме судебных исков нет. А вот, к примеру, в Чехии чтобы купить квартиру, нужно получить согласие в домоуправлении, в том числе вы подписываетесь за то, что будете своевременно оплачивать все платежи.
Как вы относитесь к установке тепловых счетчиков?
- Очень позитивно. Наличие приборов учета покажет, сколько тепловой энергии реально потребляет дом. И никто не сможет сказать, что с него больше берут.
А не получится так, что придется больше платить?
- Пока не установите – не узнаете.