Э.С. Поддавашкин неоднократно избирался депутатом Белогорского и Читинского городских советов народных депутатов, депутатом и членом исполкома Куйбышевского областного совета народных депутатов, депутатом Верховного Совета Башкирской АССР.
Родился 18 мая 1940 года в городе Куйбышевка-Восточная (ныне Белогорск) Амурской области, в семье железнодорожников. Отец - Поддавашкин Сергей Васильевич (1912-1988). Мать - Поддавашкина Екатерина Ильинична (1916 г. рожд.), живет в Белогорске. Супруга - Поддавашкина Ольга Кирилловна, выросла в семье железнодорожника, выпускница Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, ныне работает инженером первой категории в Информационно-вычислительном центре Московской железной дороги.
Трудовой стаж династия Поддавашкиных на железных дорогах насчитывает более 300 лет. Ее основатель - Василий Самойлович Поддавашкин, дед Эдуарда Сергеевича, работал стрелочником на маленькой станции Карпово близ Одессы. На железной дороге трудились и родственники со стороны матери. Отец - уроженец Одессы, студент Киевского железнодорожного техникума, в 1934 году по комсомольскому призыву поехал осваивать Дальний Восток, около 40 лет проработал на Амурской (ныне Забайкальской) железной дороге: поездным диспетчером, дежурным по отделению, начальником станции Куйбышевка-Восточная (Белогорск), заместителем начальника отдела движения Куйбышевско-Восточного отделения дороги; в числе немногих забайкальцев был дважды награжден знаком "Почетному железнодорожнику" - случай практически уникальный. Мать работала в горкоме комсомола, в политотделе на железной дороге, многие годы была секретарем парторганизации.
Оба брата Эдуарда Сергеевича также неразрывно связаны с железнодорожным транспортом: Валерий Сергеевич окончил Томский политехнический институт, много лет работает на Коломенском тепловозостроительном заводе; Александр Сергеевич, почетный железнодорожник, руководит Белогорским локомотивным депо.
В сфере железной дороги трудятся и двое детей Эдуарда Сергеевича - дочь Татьяна окончила Московский железнодорожный институт, работает в совместном предприятии по перевозке наливных грузов. Сын - Сергей, выпускник МВТУ имени Н.Э. Баумана, сотрудник вычислительного центра Куйбышевской железной дороги. Вне семейной традиции остался только сын Александр, выпускник МАИ.
Уже в детстве Эдуард Поддавашкин твердо знал, что продолжит традицию своей семьи. Будучи школьником, занимался в кружке юных железнодорожников, а летом проходил практику на детской Малоамурской железной дороге, где постигал азы будущей профессии. После первой, неудачной, попытки поступить в институт Эдуард работал в паровозном депо "Куйбышевка-Восточная" (ныне локомотивное депо "Белогорск") сначала учеником плотника, затем плотником. Впоследствии, уже будучи студентом Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, во время производственных практик освоил профессии сцепщика и проводника вагонов, дежурного по станции, поездного диспетчера.
В 1963 году, окончив институт по специальности "эксплуатация железных дорог", Эдуард Поддавашкин выбрал распределение на Восточно-Сибирскую железную дорогу, которая считалась своего рода испытательным полигоном для эксплуатационников, энергетиков и других специалистов железнодорожного транспорта. Работал дежурным по парку в Иркутске, затем начальником станции Залари. Уже здесь проявилось его стремление внести в работу что-то новое, свое. Так, в 1965 году он доказал необходимость объединения нескольких железнодорожных станций и первым возглавил объединенный узел Суховская, обслуживающий крупнейший в Сибири Ангарский нефтекомбинат.
В 1970 году Э.С. Поддавашкин вернулся в родной Белогорск начальником станции Белогорск-2, а позже стал начальником объединенной станции Белогорск. Символичен тот факт, что в 1939-1940 годах этой станцией и в том же возрасте руководил его отец.
Эффективность работы крупнейшего на Дальнем Востоке железнодорожного узла благодаря усилиям руководителя была обеспечена на высоком уровне. В результате Э. Поддавашкин выдвигается на следующую ступень карьерной лестницы. В 1974 году Эдуарда Сергеевича назначают первым заместителем начальника службы движения Забайкальской железной дороги, а в 1975 году - начальником Читинского отделения дороги. В 1978 году он становится заместителем начальника этой дороги и одновременно начальником службы движения. И снова - конкретные, ощутимые результаты: активное участие в электрификации Забайкальской железной дороги, организации строительства жилья, объектов соцкультбыта, стадиона "Локомотив" в Чите, профилактория "Карповка", филиала Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта. Он был одним из создателей технологии движения поездов повышенного веса и длины на Забайкальской железной дороге, что значительно увеличило пропускную способность магистрали.
В октябре 1982 года Э.С. Поддавашкин получает новое назначение. Его кандидатуру выдвигают в Москве, в Министерстве путей сообщения и ЦК партии, в Башкирском обкоме КПСС (тогда первым секретарем обкома работал М.З. Шакиров) на должность руководителя Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги. Хозяйство, которое он получил в наследство, было не из легких. Предстояло распутать сложнейший узел проблем. К сожалению, в условиях быстрого промышленного развития республики железная дорога работала на пределе технических возможностей, не хватало провозных и пропускных мощностей. Железнодорожники нередко становились "крайними" из-за невывоза готовой продукции, особенно нефтеналивных грузов и минеральных удобрений. Их обвиняли в срыве производственных показателей промышленных предприятий региона.
Э.С. Поддавашкину при громадной поддержке работников дороги удалось существенно усовершенствовать технологию работы, выстроить оригинальные схемы вывоза продукции, и к 1984 году проблема транспортного обслуживания предприятий Башкирии была полностью решена, достроена новая линия Белорецк-Карламан-Дема протяженностью 204 километра, введены в эксплуатацию новые железнодорожные линии и станции. В 1,5 раза возросло строительство жилья, причем не в крупных городах, а на узловых станциях; на линии увеличивается строительство детских учреждений и больниц. В 1985 году объем работы начальника Башкирского отделения был признан настолько значительным, что он получил статус заместителя начальника дороги.
Годом позже Э.С. Поддавашкин возглавил Куйбышевскую железную дорогу (1986-1992), крупнейшую магистраль страны с числом работающих свыше 130 тысяч человек, а с членами семей - более чем полумиллионная гвардия, проживавшая в 11 регионах России. Колоссальное хозяйство, через каждые 4 минуты должен проходить состав - пассажирский или грузовой. Необходимо вывозить готовую продукцию, обеспечить бесперебойное движение пассажирских поездов. Для этого потребовалось отработать технологию перевозок буквально до секунд, серьезно развивать социальную сферу.
В Самаре Эдуард Сергеевич впервые серьезно занялся тем, что впоследствии стало основным направлением его деятельности - внедрением вычислительной техники в процесс управления перевозками. Познакомившись с автоматизированными системами управления в 1991 году во время поездки делегации железнодорожников в США и Канаду, он после возвращения домой собрал специалистов дорожного вычислительного центра. Были разработаны перспективные схемы и технологии, определены типы оборудования, закуплены ЭВМ последнего на то время поколения. Тем самым на Куйбышевской магистрали были заложены новые информационные технологии, что обеспечило ей лидерство в этой сфере в течение последующих лет.
В 1992 году Эдуарда Сергеевича переводят в Москву - он занимает пост первого заместителя министра путей сообщения Российской Федерации. Год спустя он возглавил Главный вычислительный центр (ГВЦ) МПС.
В годы работы Э.С. Поддавашкина в должностях первого заместителя министра путей сообщения (1992-1993), заместителя министра (1996-1998) и начальника ГВЦ (1994-1996, 1998-2000) одной из главнейших задач железнодорожной отрасли стало создание и внедрение систем телекоммуникации и информатизации. На начальном этапе в ГВЦ по инициативе Э.С. Поддавашкина и при его непосредственном руководстве группой специалистов и ученых было выполнено исследование проблем развития информатизации отрасли в структуре рыночной экономики, которое выявило неспособность существующей автоматизированной системы управления железнодорожным транспортом эффективно функционировать в новых условиях. Под руководством Э.С. Поддавашкина был проведен ряд организационных и технических мероприятий, позволивших осуществить техническое и программное перевооружение ГВЦ, вычислительных центров железных дорог России и вывести информационно-вычислительные подразделения отрасли на новый качественный уровень развития, отвечающий современным требованиям использования стандартных программно-технических решений.
Э.С. Поддавашкин - один из ведущих авторов принятой коллегией МПС в феврале 1996 года концепции и программы информатизации отрасли, идеолог создания современной автоматизированной системы обслуживания пользователей железнодорожного транспорта и Центра фирменного транспортного обслуживания, автоматизированной системы информационного обеспечения эксплуатации подвижного состава в странах СНГ и Балтии, новых структур управления отраслью.
Современные тенденции в создании новых информационных технологий и невозможность их применения в условиях функционирования имеющейся сети связи явились главной причиной разработки стратегии модернизации сети связи МПС на основе волоконно-оптических и цифровых систем связи. Под руководством Э.С. Поддавашкина была разработана концепция создания и программа развития цифровой сети связи МПС России.
В июле 1997 года коллегией МПС были утверждены программа информатизации отрасли и программа развития систем телекоммуникаций как единый документ "Основные направления развития телекоммуникаций и информатизации железнодорожного транспорта МПС России на период до 2005 года". На Э.С. Поддавашкина были возложены обязанности генерального конструктора систем телекоммуникаций и информатизации железнодорожного транспорта МПС России.
В рамках возложенных функций Э.С. Поддавашкин провел в ГВЦ и ИВЦ железных дорог России огромную работу по решению целого ряда организационных, технологических и технических вопросов. В их числе: организация эксплуатации информационных систем (ДИСПАРК, ЕК ИОДВ, ЕК АСУФР и др.); развитие программно-технологического обеспечения баз данных и прикладных систем в целях создания единой информационной среды; оптимизация производственного процесса ГВЦ; реализация основных направлений технической политики; организация обучения специалистов отрасли.
Под его руководством в ГВЦ была создана база для обучения новым информационным технологиям, оснащенная современными программно-техническими средствами для ведения учебного процесса по всем направлениям информатизации отрасли, и учебный центр, основной целью которого явилось дополнительное профессиональное образование для специалистов железнодорожного транспорта России по новым информационным технологиям. В составе учебного центра работает филиал Института новых информационных технологий Московского государственного университета путей сообщения, где без отрыва от производства работники ГВЦ МПС получают высшее образование.
В 1998 году за внедрение высокотехнологичных систем управления на железнодорожном транспорте России Э.С. Поддавашкин был удостоен звания "Человек года" в номинации "Предпринимательство. Экономика" Русского биографического института.
В целях создания современной, гибкой, постоянно развивающейся базы подготовки и переподготовки специалистов в области информационных технологий и телекоммуникаций под руководством Э.С. Поддавашкина были разработаны концепция и программа информатизации высших и средних профессиональных учебных заведений отрасли. Под его редакцией и при непосредственном участии в составе авторского коллектива вышли два новых учебника - "Информационные системы на железнодорожном транспорте" и "Телекоммуникационные технологии на железнодорожном транспорте", которые с 2000 года стали основными учебными пособиями для студентов транспортных вузов и восполнили существующий пробел в системе образования при подготовке специалистов информационного профиля. Эдуард Сергеевич активно участвует в проведении ежегодной международной научно-практической конференции "Информационные технологии на железнодорожном транспорте", в других научно-практических конференциях, читает лекции в Московском государственном университете путей сообщения.
В 1998 году Э.С. Поддавашкин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук по теме "Управление железнодорожным транспортом на основе современных информационных технологий". Он - автор более 100 публикаций и статей, доктор транспорта и академик Академии транспорта России, действительный член Международной академии информатизации, Калифорнийской академии промышленности, искусства и образования, Академии интеграции науки и бизнеса, почетный профессор Дальневосточного железнодорожного университета, доцент Московского государственного университета путей сообщения, член Московского интеллектуально-делового клуба. Возглавляет попечительский совет храма Великомучеников Петра и Павла. С 2000 года является руководителем проекта компании "Русский алюминий".
Э.С. Поддавашкин награжден орденами Дружбы народов и "Знак Почета", четырьмя медалями, знаками "Почетному железнодорожнику", "Почетный транспортный строитель"; орденом Русской Православной церкви Даниила Московского III степени. Результаты его научной деятельности отмечены медалями ВДНХ СССР, медалью имени Гагарина, другими наградами и премиями.
Э.С. Поддавашкин неоднократно избирался депутатом Белогорского и Читинского городских советов народных депутатов, депутатом и членом исполкома Куйбышевского областного совета народных депутатов, депутатом Верховного Совета Башкирской АССР.
Своими учителями Э.С. Поддавашкин считает министра путей сообщения СССР Б.П. Бесчева и Н.С. Конарева.
Эдуард Сергеевич любит классическую музыку, театр. Любит работать на земле: на даче разбил прекрасный розарий.
Живет и работает в Москве.