Арчимбольдо наиболее известен за его оригинальные портреты, сложенные полностью из таких объектов, как фрукты, овощи, цветы, рыбы, книги и т.д. Его богатое воображение распределяло на холсте объекты таким образом, что все они гармонично компоновались в читаемые портреты.
Xасть критиков называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.
Джузеппе Арчимбольдо появился на свет в 1526-м или 1527-м в Милане, Италия (Milan, Italy). Его отец, Бьяджо Арчимбольдо (Biagio Arcimboldo), был художником. Пойдя по отцовской стезе, Джузеппе в 21 год сначала стал декоратором и создавал прекрасные витражи и фрески в местных соборах.
В 1562-м Арчимбольдо стал придворным портретистом Фердинанда I (Ferdinand I) при Габсбургском дворе в Вене (Habsburg, Vienna), а затем рисовал Максимилиана II (Maximilian II) и его сына Рудольфа II (Rudolf II) при дворе в Праге (Prague). Когда Август Саксонский (Augustus of Saxony) прибыл с визитом в Вену и увидел работы Арчимбольдо, он заказал для себя копию серии 'Времена года' ('The Four Seasons').
Обычные работы Арчимбольдо, традиционные религиозные сюжеты, канули в безвестность, тогда как его портретами человеческих голов из овощей, фруктов, растений, морских существ и кореньев долгое время восхищались его современники. И по сей день творчество 'предвосхитителя сюрреализма' остается источником очарования. Компонуя объекты в своей работе, Джузеппе никогда не использовал случайные элементы. Каждый объект подбирался по особой характеристике.
К примеру, для создания 'Библиотекаря' ('The Librarian') он использовал все те предметы, которые символизировали книжную культуру того времени, включая занавески, разделявшие отдельные кабинеты в библиотеке. В конечном итоге Арчимбольдо показал не только природу и человека, но и то, как они тесно связаны друг с другом. Однако некоторые ученые, имеющие родство с книжным миром, раскритиковали 'Библиотекаря', посчитав, что Арчимбольдо высмеивает образованность. На самом же деле художник этой веселой работой осуждал некоторых богачей, которые собирали книги просто для того, чтобы похвастаться их количеством, а не для того, чтобы прочесть их.
Часть критиков в своих дебатах называла картины Арчимбольдо порождением его больного ума, но большинство придерживалось мнения, что художник вполне психически уравновешен и просто увлечен Ренессансом с его загадками, головоломками и причудами.
Джузеппе известен как маньерист 16-го века. Будучи переходным периодом с 1520-го по 1590-й, маньеризм перенял некоторые художественные элементы из Высокого Возрождения и сложился под влиянием других элементов в эпоху барокко. Как правило, маньеризм свидетельствовал о тесной связи между человеком и природой. Арчимбольдо также попытался показать свою признательность природе через свои портреты. Его портрет 'Весна' ('The Spring') был полностью скомпонован из различных весенних цветов и растений. От шляпы до шеи, каждая часть портрета, даже губы и нос, все состоит из цветов, тогда как тело 'выкроено' из растений. В портрете 'Зима' ('The Winter'), в основном, задействованы корни деревьев. Некоторые листья вечнозеленых растений и ветви других деревьев служат волосами, а соломенный коврик играет роль костюма.
Арчимбольдо умер 11 июля 1593-го, в Милане, куда он вернулся после своей отставки в Праге. Именно на самом позднем этапе своей карьеры он подготовил композиционный поясной портрет Рудольфа II в образе Вертумна (Vertumnus), древнеиталийского бога времен года, растительности и преобразования. Эта работа из плодов, цветов и овощей особенно понравилась обществу, равно как и самому Рудольфу II, который по достоинству наградил Арчимбольдо.
Когда в ходе Тридцатилетней войны шведская армия вторглась в Прагу в 1648-м, многие из картин Арчимбольдо были взяты из коллекции Рудольфа II.