Любовница папы римского Александра VI (Родриго Борджиа), представительница династии Фарнезе, чья внебрачная связь способствовала возвышению этой семьи.
Джулия родилась в Канино, Италия, Лацио, в семье Пьер Луиджи Фарнезе, сеньора ди Монтальто (1435-1487) и его жены Джованны Каэтани, которые произвели на свет пятерых детей:
Алессандро, будущий Павел III (папа римский)
Бартоломео, унаследовал владение Монтальто, женился на Иоланде Мональдески (Iolanda Monaldeschi) и оставил потомство
Собственно Джулия
Анжело, в браке с Леллой Орсини (Lella Orsini), оставил потомство женского пола, скончался в раннем возрасте
Джеролама, сестра
В возрасте 15 лет, 21 мая 1489 года Джулия была выдана замуж за Орсино Орсини. Он приходился пасынком Адриане де Мила, дальней родственнице кардинала Родриго Борджиа, в тот момент вице-канцлера церкви и будущего папы Александра. Мужа Джулии описывают, как страдавшего косоглазием и не обладавшего хоть какой-нибудь уверенностью в себе.
Точно неизвестно, когда именно юная Джулия привлекла внимание уже пожилого Борджиа, сменив в его сердце уже постаревшую Ванноццу деи Каттанеи, мать Чезаре и Лукреции. Но ясно, что Адриана де Мила, его кузина, в какой-то момент дала своей невестке разрешение на внебрачную связь, с целью обеспечения Орсино Орсини более высокого статуса в Ватикане. В ноябре 1493 г. Джулия вместе с Адрианой, а также с дочерью своего любовника — Лукрецией Борджиа, с которой они подружились, уже проживают во дворце, построенном вблизи Ватикана. Слухи о связи распространились быстро, и Джулию стали назвать «папской шлюхой» и «невестой Христовой» (concubina papae; sponsa Christi). Благодаря своим интимным отношением с понтификом, Джулия обеспечила своему брату Алессандро кардинальскую шапку.
У Джулии родилась дочь, получившая имя Лаура. Кто являлся её отцом, муж или любовник — точно неизвестно. Сама Джулия категорически утверждала, что им был папа Александр, но причиной этого могло быть её желание упрочить как свой статус, так и положение дочери.
В 1494 г. Джулия вызвала гнев папы, так как отправилась в Каподимонте, чтобы находиться у ложа умирающего брата Анджело. Поэтому она отказалась вернуться в Рим даже после кончины брата. Наконец, она сдалась и решила вернуться к любовнику. Но в это время французы воевали в Италии, и Джулия была взята в плен французским капитаном Ивом д'Аллегре, который потребовал и получил от папы выкуп за нее в размере 3.000 скуди.
Она оставалась возлюбленной папы приблизительно до 1499-1500 г., когда получила отставку, вероятно, по причине возраста. Её муж Орсини скончался приблизительно тогда же. Джулия переехала в Карбоньяно, находящийся неподалеку от Рима — городок, подаренный её мужу её любовником. В 1503 г. папа скончался.
В 1505 г. Джулия прибывает в Рим, чтобы присутствовать на свадьбе своей дочери Лауры с Никколо делла Ровере (сыном сестры папы Юлия II).
Отмечают, что несмотря на годы, время любви для Джулии не закончилось. После серии возлюбленных, имена которых не сохранились, она решила сочетаться браком с Джованни Капече из Боззуто, неаполитанским аристократом.
В 1506 г. Джулия стала правительницей Карбоньяно. Её резиденцией стал замок. Хроники утверждают, что она оказалась грамотным администратором и правила в четкой и энергичной манере. Она оставалась в городе до 1522 г., когда она возвратилась в Рим.
Там, в возрасте пятидесяти лет она скончалась в доме своего брата, кардинала Алессандра, по неизвестной причине. 10 лет спустя Алессандро станет папой римским. Её дочь Лаура родила троих сыновей, которые унаследовали имущество Орсини.
Благодаря своей красоте она была известна, как Giulia la Bella — «Прекрасная Джулия». Лоренцо Пуцци говорил о ней так: Una bella cosa a vedere — «прекрасное существо для взора». Сын её любовника Чезаре Борджиа описывал Джулию как «тёмноглазую, с круглым лицом и особенной страстностью».
Точных подписных портретов Джулии не сохранилось, но предполагается, что она изображена на нескольких женских портретах, где написана дама с единорогом, который являлся эмблемой её семьи. Один из них принадлежит кисти Рафаэля, но то, что изображена именно Джулия, достаточно спорно. Более достоверным, хотя и менее качественным, считается изображение Луки Лонги.
Вазари в своем знаменитом сочинении о живописцах (1568 г.), упоминает картину Пинтуриккио: «В этом же дворце он изобразил над дверью одного из помещений Богоматерь с лицом синьоры Джулии Фарнезе и на той же картине голову поклоняющегося ей названного папы Александра». То, что папская любовница была изображена в образе Богоматери, вызвало скандал и запомнилось. Это изображение считается утраченным, хотя недавно ученые объявили о том, что возможно найден её фрагмент с младенцем Иисусом, опознанный по копии, снятой с уничтоженной фрески художником Пиетро Факеттио.
Также предполагается, что она изображена скульптором Guglielmo Della Porta в образе Правосудия (La Giustizia) на мраморном надгробии папы Павла III.
Кроме того, возможно, что Джулия фигурирует в качестве полуразвернутой женской фигуре в полотне Рафаэля «Преображение».
Лион Фейхтвангер, пьеса «Джулия Фарнезе». Раннее произведение на вымышленный сюжет: живописец Бенвенуто ради написания шедевра совершает убийство своего ученика. Но проблема в том, что шедевра возжелал не сам живописец, а возлюбленная кардинала — Джулия Фарнезе. Желание обладать этой женщиной сводит Бенвенуто с ума.
Он же. Упоминается в рассказе «Феррарский карнавал».