Монтальдо дебютировал как актер на сцене генуэзского 'Tetro di Massa'. В 1951 году явился одним из организаторов создаваемых производственных кинокооперативов. В том же 1951-ом он впервые сыграл роль в кино. Военная драма Карло Лиццани 'Осторожно: бандиты!' (Achtung! Banditi!), в которой также сыграла великолепная Джина Лоллобриджида, рассказывала о миссии группы партизан в годы Второй мировой войны.
Итальянский режиссер, актер и сценарист Джулиано Монтальдо (Giuliano Montaldo) родился в Генуе в 1930 году.
Монтальдо дебютировал как актер на сцене генуэзского 'Tetro di Massa'. В 1951 году явился одним из организаторов создаваемых производственных кинокооперативов. В том же 1951-ом он впервые сыграл роль в кино. Военная драма Карло Лиццани 'Осторожно: бандиты!' (Achtung! Banditi!), в которой также сыграла великолепная Джина Лоллобриджида, рассказывала о миссии группы партизан в годы Второй мировой войны.
В те же пятидесятые Монтальдо сыграл в таких картинах, как 'Повесть о бедных влюбленных' (Cronache di poveri amanti) того же Лиццани, с Марчелло Мастроянни в главной роли, 'Разгромленные' (Gli sbandati) режиссера Франческо Мазелли и нескольких других фильмах. Работая на съемочной площадке, Джулиано присматривался к процессу создания кино, и его уже тогда начали посещать мысли о собственном кино, в котором он сумел бы выразить свои чувства, свое видение мира и свои эмоции. Но для этого нужно было подождать.
Вскоре, в 1957 году, начинается работа ассистентом режиссера у Джилло Понтекорво, на съемках мелодрамы 'Большая голубая дорога'. Впоследствии Джулиано будет ассистировать и при съемках 'Капо' - исторической военной ленты. Далее следует снова должность ассистента, уже при Карло Лиццани, который уже не раз оценил актерские дарования Монтальдо. Нескольких лет Джулиано хватило, чтобы поверить в себя и рискнуть – так, в 1961 году он дебютирует в качестве режиссера с картиной 'Стрельба по блюдечкам' (Tiro al piccione). Он также выступил и автором сценария к своему первому фильму, который
, к великой радости Монтальдо, вошел в конкурсную программу Венецианского кинофестиваля. В дальнейшем Джулиано Монтальдо станет участником многих кинофестивалей, но этот, первый успех, был в далеком 1961 году очень значительным.
В следующие несколько лет он снимает еще несколько картин, однако успеха у зрителей добивается лишь работа 1965 года – 'Опрометчивость' (Una Bella grinta) - социально–психологическая драма о последствиях итальянского экономического чуда.
К концу шестидесятых годов Монтальдо снял не менее семи кинокартин, и его репутация режиссера с нестандартным взглядом становится все более уверенной.
Тогда же, в конце 1960-х годов, он стал участником Московского кинофестиваля, во время которого познакомился с Андреем Тарковским. Монтальдо интуитивно почувствовал, что перед ним - величайший режиссер. Узнав, что фильм Тарковского 'Андрей Рублев' запрещен к показу в Советском Союзе, Монтальдо заинтересовался творчеством нового знакомого еще больше и попросил, чтобы представители советской кинематографии устроили для него закрытый показ.
Историческая драма режиссера Монтальдо 'Сакко и Ванцетти' (Sacco e Vanzetti) вышла 1970 году, 'Джордано Бруно' - в 1973-ем, 'Аньезе идет на смерть' - в 1976-ом.
Позже Монтальдо стал снимать картины и для телевидения — 'Замкнутый круг' (Circuito chiuso, 1978), и 'Марко Поло' (1982).
В 1984 году он снимает документальную короткометражную ленту 'Прощание с Энрико Берлингуэром' (L'addio a Enrico Berlinguer), в 87-ом – 'День сначала' (Il giorno prima), в 1987 году выходит и еще одна его драма - 'Очки в золотой оправе' (Gli occhiali d'oro), расск
зывающая историю любви пожилого преподавателя к красавцу-студенту. В 1989 выходит 'Время убивать' (Tempo di uccidere) с Николасом Кейджем в главной роли.
Во многих своих картинах Монтальдо выступал и соавтором сценария, а с годами обзавелся и собственной интернациональной командой актеров, в которую входили Берт Ланкастер, Руперт Эверетт, Николас Кейдж, Филипп Нуаре, Джанет Ли, Джон Кассаветис, Шарлотта Рэмплинг, Ингрид Тулин, Джон Гилгуд. Конечно этот список игравших в его фильмах актеров – далеко не полный.
Монтальдо снимает рекламные ролики, документальные фильмы и участвует в экспериментальных кинопроектах. Заслуги перед мировым кинематографом Джулиано Монтальдо многократно отмечены международными премиями и государственными наградами. Монтальдо становился призером Берлинского кинофестиваля (1965) и удостаивался премии 'Эмми' в 1982 году за сериал о Марко Поло.
С 2000-го по 2003-й год Джулиано Монтальдо был президентом 'Rai Cinema'.
Джулиано Монтальдо не раз бывал в России и часто говорит о своей любви к России и давней связи между кинематографом двух стран.
Несколько лет назад итальянский режиссер приезжал в Санкт-Петербург снимать фильм о Достоевском. В 2008 году драма 'Демоны Санкт-Петербурга' (I demoni di San Pietroburgo) вышел в Италии, фильм показывают, как правило, в школах. Монтальди очень надеется, что молодежь, посмотрев кино, захочет почитать Достоевского. 'Для меня Федор Михайлович – персонаж, которого я всегда любил. А его биография – это вполне самостоятельный, блестящий роман, который не менее интересен, чем, скажем, 'Братья Карамазовы' или 'Бесы''- говорит режиссер