Главные роли в фильмах «Дорога», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи» вознесли Мазину на недосягаемую высоту. Ее начали называть не иначе как «великой» актрисой, сравнивали с Чарли Чаплином. Трогательная «трагическая клоунесса», покорная печальная женщина с незапятнанной душой и решительным характером, которая сквозь подлость окружающего мира проносит надежду и веру в жизнь, стала героиней своего времени. Ей вручали «Оскары» и предлагали чрезвычайно выгодные контракты в Голливуде,но на все заманчивые предложения Джульетта неизменно отвечала отказом.
Джульетта Мазина родилась в Сан-Джорджо ди Пьяно, в окрестностях Болоньи, 22 февраля 1921-го или 1920 года – сведения на этот счет противоречивы. Подобные противоречия возникают при выяснении даты смерти ( разные источники указывают 3 или 23 марта).
Настоящее имя актрисы - Джулия Анна. Джульетта, Джульеттина - так называл ее Федерико Феллини,ее супруг и великий кинорежиссер.
Отец, Жетано Мазина, был талантливым музыкантом (виолончелистом),играл в оркестре,но вскоре ему было суждено изменить свою жизнь и проститься с карьерой музыканта навсегда. Он полюбил девушку из богатой семьи, Летицию, будущую мать Джульетты. Родители Летиции согласились на их брак при одном условии: Жетано должен был навсегда забыть о музыке и найти работу, способствующую материальному благополучию семьи. Музыкант по призванию, Жетано всю жизнь проработал кассиром на фабрике минеральных удобрений. Спустя много лет он пытался вернуться к музыкальной деятельности, однако, время ушло. Теперь он расстался с любимым делом навсегда... Конечно, он не скрывал от семьи своих страданий, и, наверное, маленькая Джульетта знала о душевных муках отца. Несмотря на эти обстоятельства, семейная жизнь Летиции и Жетано складывалась счастливо.
С четырех лет воспитанием Джульетты занялась тетя Джулия. Эта женщина сыграла особую роль в жизни будущей актрисы. Джулия была человеком, страстно влюбленным в искусство, она покровительствовала начинающим художникам, музыкантам, актерам. Именно тетя Джулия разглядела в хрупкой, худенькой Джульетте актерский талант, о чем незамедлительно сообщила её родителям и забрала девочку из Сан-Джорджо. В школу ее решили не отдавать, чтобы не травмировать чувствительную творческую натуру. Школьную программу Джульетта наверстывала летом с матерью.
Сверстников Джульетта не знала,ее окружение в эти годы - друзья тети Джулии, бесконечно влюбленные в искусство.
Когда пришло время, Мазина поступила на филологический факультет Римского университета, по окончании которого получила диплом преподавателя современной и древнехристианской литературы. В университете она участвовала в студенческой самодеятельности, с 14 лет вела детскую радиопередачу.
В 18 лет Джульетта сыграла свою первую роль в театре - роль феи.
После этого спектакля приглашениям играть роли фей, маленьких зверьков не было конца. В течение года уже известная начинающая актриса успевала отыграть в качестве драматической актрисы, певицы, танцовщицы и скрипачки за один сезон в пяти театрах Рима.
1943 год - встреча, определившая дальнейшую жизнь.
ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ:
"Потом я встретил Джульетту Мазину, которая стала моей римской семьей. Я познакомился с ней в 1943 году — тогда она получила роль Поллины в воскресном радиосериале “Чико и Поллина”, который писал я. Ее голос я услышал прежде, чем познакомился с ней.
Я позвонил ей и пригласил на обед. Выбрал хороший ресторан — очень модный в то время. Я и помыслить не мог, чтобы пригласить ее в менее престижное место. То был акт уважения. Позже Джульетта рассказывала, что была очень удивлена: раньше ее, студентку Римского университета, приглашали только в кафе. Она призналась, что даже захватила с собой немного денег — на случай, если мне недостанет наличности оплатить счет. Девушка была очень деликатна, говорила, что совсем не голодна, и пыталась заказать самые дешевые блюда. Я настаивал, чтобы она взяла все самое лучшее, что только есть в меню, но она зорко следила за ценами. Я был несколько разочарован: ведь это означало, что и я не могу заказать себе все эти вкусности, которые твердо намеревался отведать. Разве я имею право на дорогие блюда в то время, как она заказала себе только дешевые? Джульетта не знала, что прежде, чем пригласить ее, я заходил в ресторан и внимательно изучил меню, чтобы быть уверенным в своих возможностях. Я давно мечтал посетить этот ресторан. Позже я узнал, что тетя Джульетты, с которой она жила в Риме, не хотела, чтобы племянница встречалась с незнакомым человеком, даже несмотря на то, что он автор сериала, в котором она играет. Однако, услышав название выбранного для встречи ресторана, тетя смягчилась, видимо полагая, что в таком шикарном заведении с племянницей ничего плохого случиться просто не может".
(здесь и далее - цитаты из книги "Я, Феллини" Ф. Феллини и Ш. Чендлер, перевод В. Бернацкой).
Феллини очаровал Джульетту сразу. Он рассказывал много невероятных историй, много фантазировал о себе, событиях своей жизни. Джульетта не сразу научилась отличать фантазии от реальности; научившись - поддержала эту "игру". Она понимала, что мир, созданный Феллини, нельзя разрушать, это травмирует его. Джульетта всегда знала, что настоящая любовь требует самопожертвования, альтруизма и самоотречения (история любви ее родителей - яркий тому пример). Феллини был человеком, которого она любила всю свою жизнь, была готова на любые жертвы ради него, ради них обоих, ради ИХ любви.
Через две недели после знакомства они поженились и переехали жить к тете Джулии (после этого события отношения тети Джулии и родителей Джульетты осложнились: родители мечтали о другом зате, они были шокированы тем, что влюбленные не обвенчались, и винили тетю Джулию, приютившую их). Мазина и Феллини обвенчались через пять месяцев. Феллини скрывался от призыва в армию Муссолини, поэтому из соображений безопасности не рискнул появлться в католическом соборе.
Федерико Феллини:
"Мы поженились 30 октября 1943 года. На извещении о бракосочетании, которое я нарисовал для Джульетты, наш будущий младенец спускается к нам с небес.
Церемония происходила на квартире тетки. Нам повезло, что в доме жил священник, который и совершил обряд. На нем присутствовали только несколько родственников и близкие друзья. Наши родители, жившие в других городах, ничего не знали — телефоны работали тогда из рук вон плохо. Из-за войны трудно было связаться с кем-то, не жившим в Риме.
Наш друг Альберто Сорди не мог присутствовать на церемонии, потому что играл спектакль в театре неподалеку, и мы сами после венчания направились к нему. Мы вошли в зал, когда он находился на сцене. Увидев нас, он прибавил свет и объявил публике: “Мой дорогой друг только что женился. Не сомневаюсь, в будущем ему не раз будут устраивать овации, но давайте начнем прямо сегодня”. Луч высветил нас с Джульеттой. Мне никогда не удавалось вовремя спрятаться".
Федерико Феллини:
"Уж не знаю, что подумала тетка Джульетты, когда мы после нескольких месяцев знакомства поженились. Когда вы женитесь в двадцатилетнем возрасте, вы взрослеете вместе — хотя Джульетта на протяжении нашей совместной жизни не раз говорила мне, что я совсем не повзрослел. Тогда вы не только любовники, не только муж и жена, но и брат и сестра. Иногда я был отцом по отношению к Джульетте, иногда она мне — матерью".
"Мы с Джульеттой оба были молоды. Мы вместе открывали жизнь.
Ни у одного из нас не было большого жизненного опыта. У меня его было немного больше. Джульетту очень опекали дома.
Она была такой маленькой и нуждалась в моей заботе. Она была невинной, доверчивой, нежной, очень хорошей. Я руководил ею. До этого времени никто не зависел от меня так сильно. Я влюбился в собственное отражение в ее глазах".
Федерико Феллини:
"А потом случилась ужасная вещь. Джульетта упала с лестницы и потеряла ребенка. Она не хотела знать, кто он — мальчик или девочка. Может, боялась, что тогда он станет для нее еще реальней? Мне сказали, что был мальчик. Мы хотели назвать его Федерико. Джульетта очень переживала из-за выкидыша, но она всегда была стойкой. И она была так молода.
Исцелить ее боль мог только другой ребенок, и его надо было поскорее завести.
Не помню, чтобы мы сознательно это планировали, но Джульетта опять забеременела. Когда она сказала мне об этом, мы оба были счастливы.
Мы не думали о войне, хотя положение на фронте было все хуже, или о том, как я буду добывать деньги для нас троих. Мы думали только о нашем малыше. Мы с Джульеттой верили, что хорошо знаем друг друга. Думаю, так и было. Тогда мы знали друг друга лучше, чем двадцать лет спустя. В воюющей Италии мы по-прежнему оставались почти детьми.
Родился мальчик. Мы назвали его Федерико. Наш сын прожил только две недели.
Джульетте сказали, что она не сможет больше иметь детей. Наш сын оставался с нами достаточно долго для того, чтобы мы узнали его и поверили в его существование. От этого Джульетте было еще тяжелее: она всегда мечтала быть матерью. Трудно представить, что она испытала, когда ей сказали, что теперь это невозможно.
Будь в больнице лучше уход... Найдись под рукой нужные лекарства... В то время я не подумал, что роковую роль могло сыграть отсутствие лекарств или нехватка врачей. Если б не война, малыша Федерико могли спасти. Возможно, могли помочь и Джульетте и она смогла бы иметь еще детей.
Ушедший ребенок связал нас в каком-то смысле крепче, чем сделали бы это живые дети. Мы старались не говорить о нашей потере. Было слишком больно. Но его присутствие, или, точнее, его отсутствие, мы постоянно ощущали. Мы не говорили об этом, потому что тогда было бы еще тяжелее. Общая трагедия, особенно пережитая в молодости, устанавливает между людьми прочную связь. Если бездетная пара не распадается, это означает, что связь действительно прочна. У супругов есть только они сами".
*****
"Однажды, помнится, я позвонил домой из другого города. Джульетта не отвечала, хотя было очень поздно. Я не представлял, где она может быть. Какие только ужасы не приходили мне в голову! Я поклялся себе и Богу быть образцовым мужем, если с ней все в порядке. Она вернулась домой и подошла к телефону.
Но и после этого я не был образцовым мужем. Однако думаю, что все-таки был неплохим.
Существует миф, что, поженившись, двое становятся одним целым. Это не так. Скорее они становятся двумя с половиной, тремя, пятью или больше".
"Хотя я не стремился к ранней женитьбе, однако ни разу не пожалел, что женился на Джульетте. За все эти годы мне никогда не хотелось не быть ее мужем, а вот она, думаю, много раз раскаивалась, что вышла за меня.
У нас с Джульеттой был очень романтический период ухаживания. Наш брак заключен по любви. Счастливое соединение разума и плоти. Джульетта всегда прочно стояла на земле — я же вечно витал в облаках."
*****
"Замужество для Джульетты оказалось не тем, чего она ждала. Оно не принесло ей исполнения заветных желаний. Она ждала от брака детей. Собственного дома. И верного мужа. Я ее разочаровал. Она меня — нет. Не думаю, что мог бы найти жену лучше.
Я всегда любил в Джульетте ее неиссякаемый оптимизм. Она никогда не теряет надежды. Иногда она живет словно в волшебной сказке, но, если враги нападут на ее сказочное королевство, она будет сражаться, защищая его, как рыцарь, а не лить слезы, как несчастная девица. Из-за этого ее свойства у нас с ней часто возникали трудности: она всегда надеялась изменить меня. И так и не смирилась с переменчивостью моей натуры.
Чтобы обрести веру, мне достаточно было взглянуть на Джульетту. Может быть, поэтому у меня никогда не возникало потребности в формальной религии. В моей жизни ее место занимала Джульетта".
ДЖУЛЬЕТТА МАЗИНА (интервью):
«Мы с Федерико не создали того, что называют словом «семья». У нас нет потомства, нет близких родственников. Скорее нас можно назвать парой, союзом людей, которые остаются вместе по свободному выбору. Меня всегда спрашивают, не тяжело ли жить с гением. Я на это отвечаю, что жизнь с глупцом меня раздражала бы больше. У нас с Федерико есть одно преимущество: мы поженились очень молодыми, а значит, и созревать, формироваться как личностям нам довелось вместе. Должна признать, что мы очень разные. Мне нравится болтать, он же любит только молчание. Я охотно размениваюсь на описания самых незначительных деталей, он же обладает особым вкусом к синтезу. Я люблю путешествовать, он это ненавидит. Я люблю танцевать, а он никогда даже не желал этому учиться. Я люблю слушать музыку, а он предпочитает проводить долгие часы за чтением. И все же главное у нас – общее: нам обоим по сердцу проводить воскресные дни в спокойной домашней обстановке, и у нас обоих - страсть к зрелищам. Вместе работать нам несложно, учитывая, что в главном мы всегда согласны друг с другом. И все же должна признаться, что с ним мне работать тяжелее, чем с любым другим режиссером».
ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ:
"Я всегда испытываю некоторое затруднение, когда приходится говорить о Джульетте как об актрисе: мне трудно оценить ее мастерство в отрыве от личности. Наши жизни переплелись очень давно, и все же, говоря с журналистами, попытайся я объяснить им, какую именно роль она сыграла в моем творчестве, я скажу нечто такое, чего никогда не говорил ей самой.
Она не только вдохновила меня на создание фильмов “Дорога” и “Ночи Кабирии”, но и всегда оставалась в моей жизни маленькой доброй феей. С нею я ступил на особую территорию, которая стала моей жизнью, — территорию, которую без нее я, возможно, никогда бы и не открыл. Я познакомился с ней, когда ее назначили на главную роль в радиопостановке по моему сценарию, а она стала звездой всей моей жизни".
Потеряв единственного ребенка, Джульетта была в отчаянии. Старалась не плакать в присутствии мужа и полностью переключилась на него. Она обсуждала с ним сценарии, бюджет фильмов, искала финансовые средства для его проектов, ездила в съемочные экспедиции, выбирать натуру, знакомилась с нужными людьми - в общем, поддерживала, помогала, делала все возможное и невозможное. "ЖЕНЩИНА, СОЗДАВШАЯ ФЕЛЛИНИ" - мы часто слышим эту фразу по отношению к Джульетте Мазине. И это истинная правда.
Именно Джульетта Мазина способствовала появлению Феллини в качастве помощника режиссера у Роберто Росселлини (фильм "Пайза", 1946; дебют Джульетты Мазины в кино. Позже Феллини скажет, что Росселлини был всего лишь регулировщиком, который помог ему перейти улицу. «Но разве этого мало?» - резонно ответит Джульетта.
Мазина приглашала Росселлини на воскресные обеды (она устраивала обеды для тех людей,кто мог бы быть полезен Феллини), они вместе гуляли по Риму и говорили «о чем угодно, кроме кинематографа». Неудивительно, что, когда Росселлини потребовалось снять вторую часть короткометражного фильма «Человеческий голос», он пригласил Феллини. Так началась карьера великого режиссера.
Именно Мазина настояла на том, чтобы Феллини снял свой первый фильм - «Огни варьете» (1950). Денежные средства помог найти Росселлини. С тех пор без Джульетты не обходился ни один фильм Феллини. "Маленькая женщина с глазами потерявшейся собачки"- так называл ее Федерико Феллини.
Поначалу Феллини хотел снимать только жену.
Главные роли в фильмах «Дорога», «Ночи Кабирии», «Джульетта и духи» вознесли Мазину на недосягаемую высоту. Ее начали называть не иначе как «великой» актрисой, сравнивали с Чарли Чаплином. Трогательная «трагическая клоунесса», покорная печальная женщина с незапятнанной душой и решительным характером, которая сквозь подлость окружающего мира проносит надежду и веру в жизнь, стала героиней своего времени. Ей вручали «Оскары» и предлагали чрезвычайно выгодные контракты в Голливуде,но на все заманчивые предложения Джульетта неизменно отвечала отказом.
Популярность Мазины и Феллини в СССР 1960-х ничуть не уступала американской и даже итальянской. В 1963 году главный приз Московского международного кинофестиваля присудили картине Феллини «Восемь с половиной». Но на вручение приза Феллини и Мазина не приехали. Говорят, когда Феллини узнал, что Хрущев уснул на премьере фильма, он, Джульетта и друзья уехали на дачу.
Близкие люди вспоминают, что во время работы над фильмами важнее всего для Феллини было мнение Джульетты. Если ее не было на съемочной площадке, Федерико постоянно звонил ей домой и советовался даже по незначительным поводам. Обсуждая рабочие вопросы, они часто ссорились. Ссорились не как режиссер и актриса, а, скорее, как муж и жена. Феллини обвинял Джульетту в сварливости, она его - в нетерпимости.
Когда Феллини заказывал свои знаменитые красные шарфы в дорогих ателье, его мало интересовало, что у Мазины, в отличие от прочих звезд, нет манто, драгоценностей(Джульетта говорила - они не нужны ей,ведь они не сделают ее красивее). Он предпочитал жить в центре Рима, хотя итальянцы с достатком обосновываются обычно в пригородах. Джульетта экономила, сопровождала Федерико на съемках,и оплачивала билеты и гостиницы из своего кошелька, и проводила лето на родине мужа в Римини, климат которого не очень подходил ей (Джульетта всегда болела там и еще некоторое время после возвращения в Рим).
Юбилейный «Оскар» за вклад в развитие кинематографа оказался последней наградой Феллини. После вручения премии он оглядел зал и крикнул сидевшей в партере Мазине: «Перестань плакать, Джульетта!». Все камеры направили объективы на залитое слезами лицо Джульетты. Но она зарыдала еще сильнее.
В последние годы жизни Джульетта Мазина редко работала в кинематографе: в 1976-м она снялась в фильме Сандро Больки «Камилла», в 1985-м – в «Матушке Метелице» Юрая Якубиско. Последней работой актрисы у Федерико Феллини стала роль Джинджер в фильме «Джинджер и Фред», снятом в том же 1985 году.
Ее болезнь началась намного раньше болезни мужа. Джульетта лечилась амбулаторно, но врачи советовали лечь в больницу.
Она послушалась их совета только тогда, когда Феллини лег в больницу (заболел во время отпуска в Римини). Джульетта, сделав вид, что едет в Рим по незначительным бытовым делам, легла в больницу. Федерико она ничего не сказала...
Кто-то из друзей случайно проговорился о том, что навещал Джульетту в больнице, что у нее рак легких. Феллини потребовал машину и поехал в Рим. Каких мучений ему это стоило:ведь он поправлялся после операции, ему запретили двигаться!Он мог умереть в дороге.
В Риме они лежали в соседних палатах.Джульетта умирала, но по-прежнему скрывала это от Феллини (по прогнозам врачей, возможно,оставался год-полтора). В конце октября 1993 они выписались из больницы.
Федерико торопился отпраздновать золотую свадьбу, торжество было назначено на 30 октября 1993 года.
Версии произошедшего расходятся.Одни источники указывают, что торжество было назначено на 30 октября, но 15-го у него случился инсульт, а 31 октября Феллини скончался.
Другие же пишут, что 30 октября Джульетта и Федерико пошли в ресторан - в тот самый ресторан, где они сидели в день их знакомства. Они оба были в приподнятом настроении. Она слушала его с интересом, пока он оживленно говорил о чем-то, и вдруг он подавился кусочком моцареллы и начал задыхаться. Потом все прошло и он смог отвезти Джульетту после обеда домой, а сам тем временем поехал по какому-то делу. И в этот вечер с ним случился второй, очень обширный инстульт. Он потерял сознание и его отвезли в реанимацию. Больше из состояния комы он не выходил, а через две недели, на следующий день после фактической годовщины его свадьбы с Джульеттой, 31 октября 1993 года Феллини не стало...
На похоронах Джульетта не скрывала слез и повторяла: "Без Федерико меня нет".
После смерти Феллини она почти не выходила из дома, не давала интервью. Ее болезнь развивалась стремительно, она не боролась с ней. Джульетта пережила Федерико на пять месяцев.
Джульетта была похоронена рядом с Феллини на кладбище Римини. Тонино Гуэрра установил общее надгробие, на плите которого он приказал выбить надпись: "Теперь, Джульетта , ты можешь плакать..."
"Я не такой уж хороший друг. Не такой уж хороший муж. Джульетта заслуживает большего..."