Популярные личности

Джозеф Пэкстон

Английский ландшафтный архитектор и инженер
Категория:
Дата рождения:
1801-08-03
Место рождения:
Бедфордшир, Великобритания
Дата смерти:
1865-06-08
Гражданство:
Великобритания
Биография

Биография

Проектирование Хрустального дворца стало для Пэкстона главным делом жизни.
...Все были ошеломлены, а архитекторы Европы просто негодовали, что этот дерзкий Пэкстон - не архитектор и не художник, а обыкновенный садовник - вместо величественного дворца собирается построить "какой-то стеклянный колпак", "оранжерею"... Этого нельзя позволять какому-то неучу, когда есть настоящее искусство и настоящие мастера. Действительно, дворец очень напоминал оранжерею. Именно опыт создания огромных оранжерей для заморских пальм подсказал Пэкстону простое и оригинальное решение.


Джозеф Пэкстон родился 3 августа 1801 года в Бедфордшире в семье фермера. Учился на садовника. Служил главным садовником и ландшафтным художником, а затем деловым агентом у герцогини Девонширской в Чатсворте. В 1831 году изобрел cборную металлическую конструкцию крыши типа "ребра и стрелы" для парни

ков. Применил эту конструкцию при строительстве Большой консерватории и в 1837 году оранжереи "Дом лилий" в поместье герцога Девонширского в Чатсворте. Занимался разбивкой парков в Биркенхеде в Чешире (1843). В сотрудничестве с Г.X. Стоксом принимал участие в архитектурных работах, таких как особняк

семьи Ротшильдов. Создал много неосуществленных проектов сооружений из стекла и металла.

Проектирование Хрустального дворца стало для Пэкстона главным делом жизни. Пэкстон приступил к работе над проектом Хрустального дворца, когда узнал, что Выставочный комитет отверг все 233 проекта, представл

енные на конкурс в апреле 1850 года. Первый набросок он сделал 11 июня 1850 года, после посещения места будущего строительства. К 24 июня были готовы чертежи для строительной компании.

Все были ошеломлены, а архитекторы Европы просто негодовали, что этот дерзкий Пэкстон - не архитектор и не худо

жник, а обыкновенный садовник - вместо величественного дворца собирается построить "какой-то стеклянный колпак", "оранжерею"... Этого нельзя позволять какому-то неучу, когда есть настоящее искусство и настоящие мастера. Действительно, дворец очень напоминал оранжерею. Именно опыт создания огромных о

ранжерей для заморских пальм подсказал Пэкстону простое и оригинальное решение.

Проект был одобрен Выставочным комитетом 26 июля. Уже 30 июля начались подготовительные работы, а 26 сентября и строительство. Возведение здания завершилось 1 февраля 1851 года к открытию выставки. Новое здание было

воздвигнуто именно так, как задумал "неуч-садовник", и с восторгом принято публикой. В нем как раз воплотилось стремление жителей туманного Альбиона к свету, ведь все сооружение, весь его бескрайний интерьер был пронизан потоками солнечного света.

Внутренних перегородок дворец не имел, и его инт

ерьер представлял собой один огромный зал. Архитектор очень бережно отнесся к деревьям Гайд-парка, рубить которые было запрещено парламентом: два столетних вяза оказались просто накрытыми зданием дворца. Известный русский философ, историк и литератор А.С. Хомяков, посетивший выставку, написал по это

му поводу: "То, что строится, обязано иметь почтение к тому, что выросло".

Пэкстон использовал при строительстве Хрустального дворца изобретенные им и усовершенствованные сборные конструкции. Архитектор, объясняя суть придуманных им конструкций, сравнивал жесткий внутренний каркас со столом, а к

ровлю из стекол, заключенных в деревянные переплеты, - с ажурной скатерью. Проект здания в целом был привязан к единому стандартному элементу - листу стекла максимально возможного размера. В те времена самая большая длина листового стекла равнялась 1,25 метра. 300 000 одинаковых листов стекла для Хр

устального дворца были выпущены бирмингемской фабрикой братьев Чане.

Хрустальный дворец стал одним из первых сооружений, в котором были приняты столь распространенные сейчас унифицированные элементы: все здание было составлено из одинаковых ячеек, собранных из 3300 чугунных колонн одинаковой тол

щины, однотипных деревянных рам и металлических балок. Деревянные и металлические элементы конструкции были изготовлены на разных заводах в Бирмингеме и смонтированы на строительной площадке в Лондоне.

В итоге здание, приблизительно равное по площади четырем соборам Св. Петра - свыше 74 400 квад

ратных метров, было сооружено в течение шести месяцев. Его общая длина - около 563 метров. Главный купол нового дворца достигал 53 метров высоты. Но, при всем своем архитектурном совершенстве и красоте, Хрустальный дворец, хотя в нем были применены стальные конструкции, не способствовал решению проб

лемы перекрытия сводом. Полуциркульный свод в трансепте (поперечном нефе) имел деревянный каркас, и перекрытый им пролет в 22 метра был меньше, чем у многих средневековых сооружений.

Хрустальный дворец явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитек

туре. Вдобавок, это было первое в истории здание столь больших размеров, построенное из стекла, железа и дерева, с каркасом из чугунных и железных кованых балок, точно смонтированных на болтовых соединениях. По признанию современников, Хрустальный дворец - это революция в архитектуре, которая положи

ла начало развитию нового стиля.

Появление Хрустального дворца ознаменовало своеобразный переворот в истории архитектуры - с тех пор немалую роль в определении облика здания стал играть инженер-конструктор. После выставки дворец был разобран, а позже на общественные пожертвования восстановлен на

юге Лондона в Сайденхеме, где простоял до пожара 1936 года.

В Сайденхеме Хрустальный дворец стал одним из любимейших и интереснейших мест для загородных прогулок. В особенности хорош был сад, да и сам дворец был переполнен множеством различных достопримечательностей.

В дальнейшем Пэкстон ра

зрабатывал оранжерейный принцип даже применительно к градостроительству. В 1854 году встал вопрос о создании сети подземных путей сообщения в столице. Пэкстон предложил альтернативу - окружить Лондон стеклянной аркадой 11,5 миль длиной, которая должна быть построена по типу Хрустального дворца. Таки



Поделиться: