Творение Джозефа Дэя – двухтактный двигатель внутреннего сгорания на сжатии рабочей смеси в картере – активно используется и по сей день. Увы, самому Джозефу Дэю прославиться не удалось – бизнес его преследовали неудачи и скончался Дэй в печальной безвестности.
Джозеф Дэй - английский инженер и изобретатель, создатель довольно популярного двухтактного бензинового двигателя на основе сжатия рабочей смеси в картере, в дальнейшем активно использовавшегося в газонокосилках, мопедах и небольших мотоциклах.
Некоторое время Дэй изучал инженерное дело в лондонском Хрустальном Дворце (Crystal Palace). Позже Джозеф устроился в компанию 'Stothert & Pitt' в Бате (Bath). Двухтактный двигатель на основе сжатия рабочей смеси в картере принят был довольно тепло; он во многих отношениях превосходил уже известный на тот момент двухтактный двигатель Дугальда Кларка (Dugald Clark). Дабы хоть как-то отличить двигатель Дэя от двигателя Кларка, его начали именовать бесклапанным двухтактным двигателем.
В 1878-м Джозеф Дэй запустил собственный бизнес; его сталелитейная компания занималась производством компрессоров, кранов и растворомешалок.
Долгое время Дэй активно рекламировал 'бесклапанный воздушный компрессор'; сделал этот компрессор он по лицензии, полученной у Эдмунда Эдвардса.
К 1889-му Дэй взялся за разработку двигателя, который можно было бы производить без малейшего нарушения существующих патентов. Именно так на свет и появился бесклапанный двухтактный двигатель. Название его в какой-то степени было некорректным – в первой модели двигателя Дэя клапанов была сразу два. Лишь через несколько лет Джозеф Дэй додумался до концепции перепускных отверстий – и от одного из клапанов смог избавиться. Второй клапан остался и в современных моделях двигателей – хотя на место пластинчатого клапана (возвратной заслонки) сейчас ставится клапан лепестковый.
В общей сложности Джозеф Дэй изготовил порядка 250 экземпляров первой модели двигателя; подготовив их для установки на небольшие рамы, он сумел добиться немалого успеха – и даже выиграть приз Международной электрической выставки (International Electrical Exhibition) 1892-го.
По-настоящему бесклапанная модель двигателя, основанная на пистонах, перекрывающих краями впускное отверстие и снимающих необходимость в клапанах, была создана одним из рабочих компании – Фредериком Коком (Frederick Cock). Из новой серии двигателей до наших дней дошло лишь 2 экземпляра – один хранится в немецком Музее Мюнхена (Deutsches Museum, Munich), другой – в Научном музее Лондона (Science Museum, London).
Первый американский патент Дэя был аннулирован в 1894-м; уже к 1906-му производить новые двигатели начали почти 12 американских компаний. Одна из этих компаний, работавшая под началом Джулиуса Бринера (Julius Briner), до 1912-го произвела больше 60000 двухтактовых двигателей; по большей части применялись они в мотоциклах или на лодках.
Компания Джозефа Дэя в Бате производила продукцию широкого плана; двигатели основной продукцией предприятия не были явно. Немалую часть дохода фирме приносило оборудование для производства хлеба; увы, стабильным этот доход назвать нельзя было, и причиной тому было нестабильное положение в хлебной индустрии как таковой. Цены на пшеницу менялись довольно резко – и, увы, столь же резко менялась доходность дела Джозефа Дэя. В те времена концепция акционерного общества с ограниченной ответственностью особой популярностью еще не пользовалась и акционеры в порыве паники вполне могли добить хотя бы слегка пошатнувшуюся фирму. Дополнительно положение усугубляли газеты, нередко публиковавшие громкие слухи, а иногда еще и намеренно устраивавшие целые кампании по травле. Со временем сочетание этих факторов окончательно добило предприятие Дэя; фирма его обанкротилась, а Джозеф Дэй был вынужден выступить в целом ряде судебных исков. Некоторое время он пытался заработать на продаже и поиске нефти, однако и здесь не преуспел; в 1925-м Дэй окончательно исчез из поля зрения широкой публики. До самой своей смерти в 1946-м Джозеф так и оставался неизвестным.