Джованни Бранка в свое время был известен как автор довольно полезного руководства для архитекторов и строителей; изобретательская деятельность особой славы Бранке не принесла. Современным архитекторам советы Бранки малоинтересны, а вот изобретения его с исторической точки зрения ценность все же имеют – в одной из книг Джованни имелось описание довольно правдоподобной модели парового двигателя.
Джованни Бранка (Giovanni Branca, 22.04.1571 – 24.01.1645) – итальянский инженер и архитектор, более всего известный созданием одной из первых версий парового двигателя.
Родился Бранка в итальянской коммуне Сант'Анджело-ин-Лиццола (Sant'Angelo in Lizzola). В 1622-м Джованни стал гражданином Рима (Rome).
Джованни Бранка за свою жизнь сделал немало интересных изобретений; ряд своих творений он посвятил губернатору города Лорето (Loreto). Позже коллекция разработанных им схем и чертежей была издана отдельной книгой, 'Le Machine'; вошли в эту книгу 63 гравюры с описаниями на итальянском и латыни. Во многих отношения книга Бранки стала характерным примером популярного в то время жанра 'театр машин' (theater of machines), популярным в 15-м веке и прославленным благодаря книге Жака Бессона (Jacques Besson) 'Theatrum Instrumentorum'. Особо удачным образчиком жанра книгу Джованни назвать было трудно – если большинство книг в этой области традиционно очень и очень неплохо иллюстрировались, в книге Бранки было лишь несколько откровенно слабых гравюр. Следует также отметить, что Бранка честно признавался, что большинство описанных им приспособлений лично строить не пробовал и суть работы некоторых представляет лишь косвенно.
Наиболее известна из всех описанных в книге машин и устройства 'машина номер 25' – некоторые ученые склонны предполагать, что она являла собой прообраз современного парового двигателя.
Представляла собой машина колесо с лопастями, приводимое в действие паром. Бранка считал, что применяться подобное устройство может в качестве ведущего механизма в пилах, дробилках, мельницах и разного рода подъемных устройствах. В реальности Бранка, судя по всему, данную машину не строил; с точки зрения чертежа от классической модели парового двигателя, описанного еще Героном Александрийским (Hero of Alexandria) в 1-м веке нашей эры, машина Бранки не отличалась практически ничем.
В 1629-м свет увидел еще один труд Джованни Бранки, 'Manuale d'Architettura'. Эта книга была посвящена различным практическим аспектам строительного дела; для своего времени руководство это было довольно полезным и информативным – некоторые источники утверждают, что трудом Бранки активно пользовались многие архитекторы того времени. Рассуждал о работе архитектора Бранка не понаслышке – ему довелось поработать в ряде строительных проектов в Лорето. Известно, что в своих архитектурных творениях Джованни активно вдохновлялся трудами Жака Бессона. Кроме того, Бранка активно общался с Бенедетто Кастелли (Benedetto Castelli); на своего коллегу и его труды Джованни ссылался в последней главе 'Manuale d'Architettura' – главе, посвященной рекам. Кастелли по праву считается одним из основоположников современной гидродинамики; в своей переписке с Бранкой он пытался доказать справедливость собственных теорий – в то время особой популярностью не пользовавшихся и теми же венецианцами регулярно отвергавшимися. Позже Бранка сам обращался с Кастелли за консультацией по разным вопросам.
Скончался Джованни Бранка 24 января 1645-го в Лорето. Насколько серьезное влияние работы Бранки оказали на ученых и инженеров будущего, сказать трудно – по мнению многих, инженерные изыскания Джованни имели исключительно исторический интерес, да и ничего принципиально нового в инженерное дело не внесли; для архитектуры, впрочем, Бранка явно сделал больше. Впрочем, доподлинно известно что как минимум у Роберта Гука (Robert Hooke) копия труда Джованни Бранки имелась.