Ботеро – автор влиятельного труда 'Государственное благо', где была отражена новая точка зрения на княжескую власть. За какое 'богопреступление' Ботеро выгнали из ордена иезуитов? И кто из великих мира сего проникся политической теорией итальянского мыслителя?
Джованни Ботеро родился ок. 1544-го в северном итальянском княжестве Пьемонт (Piedmont). Он обучался в иезуитском колледже в Палермо (Palermo) до 15 лет. Через год Ботеро перешел в Римский колледж (Roman College). В 1565-м его направили преподавать философию и риторику в иезуитские колледжи во Франции (France), сначала в Биллом (Billom), затем в Париж (Paris).
Вторую половину 16-го века религиозные войны во Франции разрывали ее на части, и Ботеро остро ощущал на себе последствия раскола внутри страны, пребывая в Париже в 1567-1569 гг. После того как он слишком рьяно показал себя в антииспанском протесте, Ботеро отозвали в Италию (Italy). В 1570-х он метался из одного иезуитского колледжа в другой. В 1580-м из-за свободно трактуемых доктринальных учений Ботеро был вызван на допрос в папство и изгнан из ордена иезуитов.
Джованни стал личным помощником епископа Карло Борромео (Carlo Borromeo) в Милане (Milan). Епископ представил своего служителя церковной администрации, тесно контактирующей с дворянством северной Италии. После смерти Карло в 1584-м, Ботеро продолжил службу при Федерико, племяннике Карло. Однако большую часть 1585-го Джованни провел во Франции по поручению Карла Эммануила I (Charles Emmanuel I).
К концу 1580-х Ботеро уже опубликовал несколько работ, среди которых особенно выделялось стихотворение, посвященное Генриху III (Henry III), и примечания к Еврейским Писаниям под названием 'On Kingly Wisdom'.
В 1588-м он впервые выпустил 'On the Causes of the Greatness of Cities' ('Delle cause della grandezza delle città'), работу, предвосхитившую труды Томаса Мальтуса (Thomas Malthus).
Через год Ботеро закончил свою самую известную работу, 'The Reason of State' ('Della ragion di Stato'/'Государственное благо'), где утверждал, что княжеская власть должна в той или иной форме согласовываться с нуждами подданных, и что князьям надобно прикладывать все усилия, чтобы завоевать любовь и уважение людей. Идея о подобной справедливости родилась в уме Ботеро в результате ознакомления с томистской мыслью и с естественным правом, распространенным в системе иезуитских колледжей, находившихся под сильным влиянием доминиканского богослова Франсиско де Витория (Francisco de Vitoria) и философа-схоласта Доминго де Сото (Domingo de Soto).
В 1590-х Ботеро продолжил оставаться на службе у Федерико Борромео, который в 1595-м стал архиепископом Милана. Джованни, вращающийся в этот период в высшем обществе Рима (Rome) и Милана, написал еще одну известную свою работу, 'Relazioni Universali', выпущенную в четырех томах в 1591-1598 гг. Пятый том был опубликован в конце 19-го века.
Работа на Федерико Борромео подошла к концу в 1599-м, и Ботеро вернулся к Савойской династии, где оставался наставником трех сыновей Карла Эммануила. Джованни трижды отправлялся в поездки в Испанию (Spain) с 1603-го по 1607-й, во время которых, без сомнения, общался с близкими советниками Филиппа III (Philip III), которые передавали его идеи самому приближенному лицу Филиппа IV (Philip IV), графу-герцогу Оливаресу (Conde-Duque de Olivares).
Оливарес, вероятно, пользовался трудом Ботеро 'The Reason of State', чтобы наметить общую стратегию для сохранения испанской империи в своей знаменитой работе 'Memorial on the Union of Arms'. Есть доказательство того, что Максимилиан, герцог Баварский (Duke Maximilian of Bavaria), один из самых непоколебимых политических сторонников католической реформы и ведущая фигура Тридцатилетней войны, обсуждал 'The Reason of State' со своими советниками.
Джованни Ботеро умер в 1617-м.