Для ранних работ живописца характерны резкие светотеневые контрасты и преобладание красновато-коричневых тонов.
ПЬЯЦЦЕТТА, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Piazzetta, Giovanni Battista) (1683–1754), венецианский живописец. Родился в Венеции 13 февраля 1683. Учился в Болонье у Джузеппе Креспи, чье влияние оказалось решающим для формирования его стиля. Работая в мастерской Креспи, Пьяццетта стал писать в свободной импрессион
истической манере. По возвращении в родной город испытал влияние венецианской традиции, которое проявилось в частности в использовании очень мягких и нежных тонов для создания светотеневой моделировки. Эта тенденция хорошо заметна в Портрете Джулии Лама (ок. 1723, Мадрид, музей Тиссен-Борнемиса); он
а стала важным элементом в дальнейшем развитии венецианской живописи 18 в.
Для ранних работ живописца характерны резкие светотеневые контрасты и преобладание красновато-коричневых тонов. При помощи сильной светотеневой моделировки художник стремился достичь драматического напряжения и рельефности;
в качестве примеров можно привести картины Мученичество св. Иакова (1722, Венеция, церковь Сан Стаэ) и Жертвоприношение Исаака (1735–1741, Вадодара, Музей и Картинная галерея). Решительный натурализм Пьяццетты сродни искусству Караваджо и Гверчино. Позднее художник перешел от резких контрастов к бо
лее богатой модуляции цвета и света. Одна из лучших его работ – алтарный образ Явление Мадонны св. Филиппо Нери (1725–1727, Венеция, церковь Санта Мария делла Фава). Фигуры приобретают конкретность и реальность благодаря плотности красок и драматическому использованию света.
В 1723–1727 Пьяццетт
а написал огромную композицию для плафона капеллы св. Доменика венецианской церкви Санти Джованни э Паоло – Апофеоз св. Доминика. В этой композиции воздушная перспектива и энергичные движения фигур предвосхищают приемы величайшего мастера декоративной живописи Дж.Б.Тьеполо. Как и Креспи, Пьяцетта пи
сал также жанровые композиции, например, Пастораль (1740, Чикаго, Художественный институт), Идиллия на морском берегу (1745, Кёльн).
Со временем цветовая гамма произведений Пьяццетты становится светлее и богаче, а их настроение – более спокойным и созерцательным, как в картинах Ревекка и Елиазар