Английский изобретатель. С 14 лет работал помощником у своего отца, замерщика содержания газа в угольной шахте Дьюли. В свободное время занимался ремонтом часов.
В 1812 стал главным механиком Киллингуортских копей. Ознакомившись с устройством паровой машины Уатта, в 1813 приступил к конструированию паровоза. Успешный пробный рейс паровоза состоялся 25 июля 1814. В 1815 Стефенсон получил патент на изобретение устройства парового дутья для котла, а также безопасной рудничной лампы (почти одновременно с Г.Дэви). В 1819–1822 руководил строительством 13-километровой железнодорожной ветки к руднику Хеттона. В 1825 построил паровоз весом 8 т, развивавший скорость до 26 км/ч. Возглавлял строительство железной дороги Ливерпуль – Манчестер. Первым пришел к мысли о необходимости прокладки тоннелей и возведения железнодорожных насыпей на участках с сильным наклоном; был инициатором замены литых чугунных рельсов на кованые стальные. В 1847 основал и возглавил Институт инженеров-механиков.