Американский дирижер и композитор венгерского происхождения. Запомнился в первую очередь своей продолжительной – и в высшей степени плодотворной – работой в качестве музыкального режиссера Кливлендского оркестра (Cleveland Orchestra) и серией записей классических музыкальных композиций, сделанных как в Кливленде, так и совместно с целым рядом других оркестров.
Родился Селл в Будапеште (Budapest), вырос в Вене (Vienna).
Какое-то время он готовился стать пианистом; наставником его на этом поприще был Рихард Роберт (Richard Robert). Именно в тот период Джордж познакомился и подружился с другим учеником Роберта, Рудольфом Серкином (Rudolf Serkin); дружба эта положила начало весьма и весьма успешному сотрудничеству.
Одним лишь фортепиано Селл ограничиваться не стал – сам Мандичевский (Eusebius Mandyczewski), один из друзей Брамса (Brahms), учил его искусству композитора. До наших дней композиторские экзерсисы Джорджа практически не дошли, однако в свое время они оказались в высшей степени неплохими – уже в 14 лет Селл получил эксклюзивный контракт на 10 лет с венским 'Universal Edition'.
Параллельно с написанием собственных произведений, Джордж занимался аранжировкой – в частности, ему довелось создать достаточно оригинальную аранжировку одного из произведений Бедржиха Сметаны (Bedřich Smetana).
В 11 лет Селл уже путешествовал по Европе – в качестве пианиста и композитора; в первый же год своих гастролей он дебютировал в Лондоне (London). Газеты превозносили юного гения до небес, именуя его 'новым Моцартом'. Джордж меж тем не сбавлял темпа; практически все свои юные годы он провел, выступая на лучших мировых сценах в качестве композитора, дирижера и пианиста.
Селл довольно быстро осознал, что действите
льно великим композитором или пианистом ему стать не суждено никогда; в конечном итоге он решил сконцентрировать свои усилия на той области, что ему действительно хорошо давалась – на дирижировании. Надо сказать, что в качестве дирижера Джордж дебютировал внезапно для всех – и в первую очередь для себя самого; во время отдыха на летнем курорте Селл был вынужден заменить повредившего руку дирижера Венского симфонического оркестра (The Vienna Symphony).
Первый опыт оказался на удивление удачным – и скоро Джордж уже занимался дирижированием профессионально. В качестве композитора Селл себя уже практически не пробовал, а вот за фортепианные клавиши возвращался еще не раз – и, несмотря на отсутствие должных тренировок, демонстрировал довольно неплохой класс игры.
В 1915-м 18-летний Селл выиграл должность в Королевской придворной опере Берлина (Berlin's Royal Court Opera); там он подружился с Рихардом Штраусом (Richard Strauss), мгновенно распознавшим в юноше выдающийся талант. Дирижерские навыки Джорджа Рихард буквально боготворил – в свое время Штраус даже сказал, что если бы кто-то мог еще и исполнить его музыку столь же идеально, ему бы ничто не помешало умереть абсолютно счастливым. Селл, в свою очередь, утверждал, что Штраус сильно повлиял на становление его стиля дирижирования.
Следующие 15 лет Джордж активно работал с целым рядом европейских оперных
еатров и оркестров; его приглашили в Берлин (Berlin), Страсбург (Strasbourg), Прагу (Prague), Дармштадт (Darmstadt), Дюссельдорф (Düsseldorf) и Глазго (Glasgow).
В 1924-м Селл стал ведущим дирижером Берлинского государственного оперного театра (Berlin Staatsoper).
В 1930-м Джордж дебютировал в Америке – вместе с Симфоническим оркестром Сент-Луиса (Saint Louis Symphony Orchestra). К тому времени Селл уже успел зарекомендовать себя дирижером скорее оперного толка, нежели оркестрового.
В 1939-м в Европе разгорелась война; Селл счел за благо обосноваться в США, в Нью-Йорке (New York City). Порядка года Джордж зарабатывал на жизнь преподаванием; после этого к нему начали поступать приглашения – талантливым дирижером заинтересовались оркестры по всей стране. Более всего Селла заинтересовало приглашение на серию концертов с Симфоническим оркестром NBC (NBC Symphony Orchestra).
В 1942-м Джордж дебютировал на сцене Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera); на протяжении следующих четырех лет он еще не раз сюда возвращался.
В 1943-м Селл впервые выступил на сцене Нью-Йоркской филармонии (New York Philharmonic); в 1946-м Джордж стал гражданином США.
В 1946-м Селла пригласили возглавить Кливлендский оркестр – на тот момент один из наиболее выдающихся оркестров страны. Джордж практически сразу понял, что эта должность сулит ему возможность, доселе невид
нную – наконец-то дирижеру выдался шанс собрать оркестр своей мечты, объединив в нем таланты лучших американских исполнителей с лучшими методами европейских оркестров. Селл сразу же объявил попечителям оркестра о своих планах и затребовал полномочия на полное художественное руководство; полномочия были ему даны – и Джордж проработал с оркестром Кливленда до самой своей смерти.
Первые десять лет Селл набирал идеальную команду. Выгоняя недостойных и тщательнейшим образом подбирая им замену, он в общей сложности набрал порядка сотни исполнителей. Репетировали подопечные Джорджа с интенсивностью просто невероятной – Селл в прямом смысле слова требовал от музыкантов идеальной игры. Попытка оспорить власть Джорджа или чрезмерно большое количество ошибок вела к неминуемому увольнению. По тем временам подобный подход был не слишком необычным – тот же Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) также держал своих музыкантов в ежовых рукавицах; сейчас столь властный дирижер столкнулся бы с противодействием профсоюза.
К концу 50-х стало ясно, что подход Джорджа дал свои плоды – оркестр Кливленда стал одним из величайших музыкальных коллективов мира.
Музыку Селл не оставлял до самого конца своих дней; энергия буквально бурлила в нем – он даже приезжал на репетиции сам, без помощи обычного для столь значительных персон шофера.
Скончался Джордж Селл в Кливленде, в 1970-м