Популярные личности

Джордж Салманазар

Авантюрист
На фото Джордж Салманазар
Категория:
Дата смерти:
1763-05-03
Читать новости про человека
Биография

История одного обмана

Авантюрист, который долгое время считался первым жителем Формозы (Formosa), посетившим Европу (Europe). Поскольку европейцы того времени о Формозе – или Тайване (Taiwan), - не знали ровным счетом ничего, обманывать их Салманазару удавалось довольно долго. Позже он сам признался в том, что он самозванец, однако настоящее имя и происхождение Салманазара так и остались загадкой. Позже он стал эссеистом-богословом и водил знакомство с Сэмюэлом Джонсоном (Samuel Johnson) и другими видными представителями литературного Лондона (London) 18-го века.


Хотя Салманазар не рассказал ничего о своем детстве и юности, исследователи полагают, что он родился на юге Франции (France), может быть, в Лангедоке (Languedoc) или Провансе (Provence), в католической семье, в период с 1679 по 1684 год. Из посмертно опубликованной автобиографии стало известно, что он получил образование в францисканской школе и учился в иезуитском коллеже. И там, и там, учителя хвалили его выдающиеся языковые способности, но он бросил учебу, сбежав от иезуитов, в возрасте 15 или 16 лет.

Чтобы сделать свое путешествие по Франции более безопасным, Салманазар решил прикинуться ирландским паломником, следующим в Рим (Rome). Он подучил английский язык, подделал паспорт, украл из местной церкви плащ и посох пилигрима и отправился в путь. Однако вскоре он понял, что ирландцы во Франции встречались не так уж редко, и многие смогли бы распознать в нем мошенника. Решив, что ему нужна гораздо более экзотическая маскировка, Салманазар обратил свой взор на рассказы миссионеров с Дальнего Востока (Far East) и начал выдавать себя за японского христианина-неофита. В какой-то момент неофит превратился в язычника, а для достоверности обзавелся целой россыпью странных привычек – например, ел сырое мясо, приправленное кардамоном, и спал в кресле сидя. Стоит отметить, что и в будущем, выдавая себя за уроженца Формозы, Салманазар не только наделил себя весьма экстравагантными манерами, но и никогда не отступал даже от самой мелкой детали, которую ему приходилось скармливать воображению благодарной публики. Памяти авантюриста, вынужденного годами помнить и подтверждать мельчайшие детали своих выдумок, можно только позавидовать.

До Рима он не добрался, но прошел через немецкие княжества, успел повоевать и объявился в 1702 году в Нидерландах (Netherlands), представляясь формозцем. У него к этому времени появился свой календарь, в котором год состоял из десяти месяцев, сложные обряды почитания Солнца и Луны и даже формозский язык и алфавит. В конце 1702 года Салманазар познакомился с шотландским военным священником Уильямом Иннесом (William Innes) и в 1703 году вместе с ним отправился в Лондон, чтобы встретиться с англиканским духовенством. Впоследствии Иннес утверждал, что это именно он обратил язычника в христианина и окрестил его Джорджем Салманазаром, в честь одного древнего библейского царя.

В Лондоне Салманазар, обладавший, кстати, вполне европейской внешностью, провел решительно всех. Новости об экзотическом иностранце распространялись быстро, и вскоре Салманазара можно было увидеть в самых уважаемых домах – его история тронула даже королеву Анну (Queen Anne). Авантюрист сыграл не только на естественном для той эпохи интересе к путешествиям и дальним странам, но и на антикатолических настроениях, свойственных Великобритании (UK) 18-го века. Ключевым моментом его выдумок был рассказ о том, что с Формозы его похитили иезуиты и привезли во Францию, но Салманазар категорически отказался принять католическую веру. Ступив в лоно англиканской церкви, 'реформированный язычник' стал любимцем лондонского епископа и других уважаемых членов столичного общества.

В 1704, на волне интереса к его персоне, Салманазар опубликовал книгу об исторических, культурных и географических особенностях Формозы, которую наполнил совершенно неправдоподобными подробностями, и все равно она стала, как сказали бы сегодня, бестселлером. Наконец, пару лет спустя слава его стала угасать, и Салманазар признался сначала близким друзьям, а потом и широкой публике, что дурачил их для собственного удовольствия. Он прожил еще очень много лет, стал богословом и умер 3 мая 1763 года, но последние полвека его жизни не вызывали такого внимания современников, как первые двадцать с небольшим лет.



Поделиться: