"Весь город поделен между Рейнольдсом и Ромни; я - принадлежу к фракции Ромни" - так высказался один из современников этих двух английских художников-портретистов XVIII столетия. Приезд Ромни в Лондон в начале 60-х годов и его невероятно быстрые художественные успехи попортили немало крови великому Рейнольдсу, заставив его проявить некоторые признаки олимпийской ревности к неотесанному северянину.
Этот угрюмый, молчаливый сельский житель, работавший по ночам над громоздкими "героическими сюжетами", обладал редкой способностью передавать в своих портретах очарование человеческого лица с такой простотой и блеском, что клиентура Рейнольдса начала заметно уменьшаться. "Человек из Кавендишсквера"-так отзывался Рейнольдс о Ромни, не удостаивая называть его по имени.
Ромни работал в манере, близкой Рейнольдсу, фактически монополизировавшему портретную живопись Англии второй половины XVIII века, только кисть Ромни была легче и подвижней. Он не задавался целью серьезно анализировать характеры портретируемых и создавать произведения значительные и глубокие, в его портретах схвачено сиюминутное настроение человека, они наполнены живым, непосредственным чувством; и еще-Ромни умел чуть-чуть польстить своей модели, не удивительно поэтому, что его популярность росла так стремительно, особенно среди прекраснейшей половины человечества.
Правда, потомки рассудили иначе. Портретную живопись Англии XVIII века знаменуют две великие фигуры- Гейнсборо и Рейнольдс. Ромни, конечно, не обладал силой их дарования, однако бесспорный талант, артистизм и ярко выраженная индивидуальность художника снискали ему достойное место в истории мировой портретной живописи.
Практически Ромни образования не получил. Он был сыном краснодеревщика, его школьные успехи оказались столь ничтожными, что отец недолго думая положил конец этой бессмысленной трате денег и времени и начал обучать сына своему ремеслу. Нередко впоследствии невероятные орфографические ошибки Ромни приводили в изумление его адресатов. Отец учил Ромни делать скрипки, и говорят, страсть к музыке занимала в жизни художника второе место после живописи. Художественное дарование Ромни проявилось рано: он с удивительным сходством рисовал портреты работавших в мастерской отца подмастерьев. Один из помощников отца, отличавшийся артистическими наклонностями, выписывал ежемесячный иллюстрированный журнал, гравюры которого копировал молодой Ромни. Только в 21 год он начал учиться живописи у заезжего художника-портретиста Кристофера Стиля, некоторое время работавшего в Париже у Жана Батиста Ванлоо. Ученичество продолжалось четыре года. Затем в течение нескольких лет Ромни работал самостоятельно в качестве художника-портретиста, обслуживая Кендал и близлежащие графства-Ланкастер и Йорк.
Двадцати семи лет, оставив жену и двоих детей, Ромни отправляется в Лондон на поиски счастья.
В середине столетия в Англии насчитывалось более двух тысяч художников-портретистов, и, конечно, большая их часть подвизалась в Лондоне. Надо было обладать недюжинным дарованием, чтобы достичь той популярности и признания, которых чрезвычайно быстро добился Ромни.
В 1775 году Ромни арендует большой дом на Кавендишсквере. Здесь прошли самые блистательные и счастливые годы его жизни. Подобно Рейнольдсу он заводит дневник, в который аккуратно заносит имена всех своих заказчиков. Меньше чем за двадцать лет через его мастерскую прошло более девяти тысяч "моделей", среди них встречались такие известные имена, как Эдмунд Бёрк-философ; Тюрлоу-историк; Сара Сиддонс и Гаррик-известнейшие трагические актеры; художник, поэт и мыслитель Уильям Блейк; Шеридан; ученый Эразм Дарвин, дедушка Чарльза Дарвина, и бесконечное множество самых очаровательных женщин Англии. Можно сказать, что подавляющее большинство самых богатых, именитых и значительных личностей, живших в Англии во второй половине XVIII века, не преминули посетить мастерскую Ромни.
Свое несколько бессистемное художественное образование Ромни окончательно завершил в 1773 году. В этом году осуществилась его поездка в Италию, без которой ни один художник XVIII века не мог рассчитывать на звание профессионала. Пребывание в Италии сказалось в том, что Ромни, более чем кто-либо из его современников, был привержен классицизму, проявившемуся в любви живописца к уравновешенной композиции, плавному ритму, чистоте контуров, в его пристрастии к локальным и ясным цветовым сочетаниям. В Парме художника привлек Корреджо, а Рим потряс его своей скульптурой. Позднее Ромни соберет небольшую коллекцию великолепных слепков со скульптур "Лаокоон", "Аполлон Бельведерский" и др. и выставит их в одной из комнат своего обширного дома.
Ни один биограф и исследователь творчества Ромни не обходит молчанием знаменательную для художника встречу с его будущей "музой"-известной авантюристкой леди Гамильтон. Эта необычная женщина-дочь кузнеца-начала свою блистательную карьеру с роли служанки в богатых английских домах, переходя из рук в руки, была похищена Чарльзом Гревилем и жила под его покровительством, вышла замуж за его дядю, знаменитого сэра Уильяма Гамильтона, участвовала во всевозможных политических заговорах и интригах, прославилась на весь мир в качестве возлюбленной адмирала Нельсона и умерла в изгнании, в Кале, где и похоронена на средства одной "сострадательной английской леди".
Когда Эмма Харт, так звали будущую леди Гамильтон, впервые переступила порог мастерской Ромни,-ему было под пятьдесят, ей-девятнадцать. Она так точно соответствовала его пластическому идеалу женской красоты, что на много лет стала главной фигурой в его творчестве. Он писал и рисовал ее в роли Кассандры, Калипсо, Магдалины или просто такой, какой она была в скромном повседневном платье, спокойно сидящей перед художником, как на портрете 1783 года. Последний ее полуфигурный портрет относится к 1791 году. В этом году она вышла замуж за Уильяма Гамильтона и навсегда исчезла из жизни художника, уехав в Неаполь. Приблизительно с этого времени начинается спад в творчестве Ромни. Правда, он иногда еще создает такие замечательные произведения, как автопортрет 1782 года. Незаконченность портрета, позволяющая сосредоточиться на великолепно написанной голове, лишь подчеркивает редкий для Ромни психологизм характеристики и то сложное состояние духа, в котором художник пребывал последние годы своей жизни.
В 1797 году Ромни переезжает в новый дом в Хэмпстеде, им самим сконструированный. Он почти отказывается от портретной живописи и, поддавшись романтическому духу английской живописи конца XVIII столетия, целиком погружается в исполнение больших и сложных композиций по мотивам произведений Шекспира и Мильтона. Эти надуманные композиции давались ему с трудом, и, как это часто бывает, их он ценил больше всего, считая свои портреты всего лишь средством зарабатывать на жизнь. Но именно портреты художника, их живое, непосредственное обаяние заставили потомков любить искусство Ромни. Сегодня ни один музей не считает свою коллекцию полной без портретов Ромни. В Эрмитаже хранятся несколько его работ, в том числе строгий и выразительный портрет С. Р. Воронцова, русского посла в Англии, и изысканный портрет очаровательной миссис Харриет Грир.
Пребывание Ромни в новом доме не было продолжительным - обострилась хроническая болезнь художника, мучившая его всю жизнь. Участившиеся приступы депрессии, страха и раздражения заставляют Ромни в 1799 году вернуться в родной город к жене, прождавшей его почти сорок лет. Он приезжает совершенно разбитый и больной, не способный ни работать, ни думать. Она преданно ухаживает за ним и через три года хоронит мужа на местном церковном кладбище.
Использованы материалы статьи В.Полякова в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.