Джордж Рассел - одна из ярчайших фигур, повлиявших на развитие современного джаза. Музыкальный теоретик и практик, проложивший тропу, по которой вслед за ним устремилось множество великих музыкантов нашего времени.
Рассел родился в Цинциннати в 1923 году, был приемным сыном медсестры и начальника железной дороги. Начал играть на барабанах с бэндами "Boy Scout Drum" и "Bugle Corps", позже поступил в Уилберфорс Юнивёрсити, где попал в команду "Collegians" - знаменитую группу, из которой вышли такие персоны, как Колеман Хокинс, Бенни Картер, Флетчер Хендерсон, Бен Вебстер, Кути Вильямс, Эрни Уилкинс и Фрэнк Фостер.
Однако, более ценный музыкальный опыт пришел к Расселу в 1941 году, когда у него внезапно нашли туберкулез и он шесть месяцев провел на больничной койке - ему достался хороший учитель - сосед по палате все это время обучал Джорджа искусству гармонии. Поднявшись с больничной кровати, Рассел продал свою первую работу "New World" Бенни Картеру и вступил в его группу. Позднее он услышал игру Макса Роача и решил больше не
играть на барабанах, уступив Роачу свое место. Рассел уезжает в Нью-Йорк - там, в подвале, он собирается и играет с Майлзом Дэвисом, Джерри Маллиганом, Джонни Кариси и Чарли Паркером. Расселу поручили написать музыкальный фрагмент для оркестра Диззи Гиллеспи, в результате появились первые наметки "Cubano Be/Cubano Bop" - первый фьюжн, из афро-кубинских ритмов и джаза, впервые представленный публике в Карнеги Холл в 1947 году. Двумя годами спустя Бадди ДеФранко записывает Рассела с композицией "Bird in Igor's Yard" - фьюжн из музыкальных фрагментов Чарли Паркера и Стравинского.
Фраза, которая определила дальнейшие музыкальные искания Джорджа, была сказана Майлзом Дэвисом, когда Джордж спросил его о его цели в музыке. Майлз сказал, что он "хочет выучить все изменения". Рассел предположил, что он имел в виду, что хоче
найти что-то новое в построении аккордов. Это породило у Рассела новое стремление, но в этот момент он снова попадает в больницу, на этот раз на 16 месяцев. Там он начинает работать над концепцией, названной "Лидийский хроматический подход к тональному построению" ("Lydian Chromatic Concept of Tonal Organization"). Работа была впервые опубликована в 1953-м. Лидийский подход раскрывал идею "модальной музыки", такой, какой была композиция Майлза "Kind of Blue". Музыкальные идеи Рассела хоть и интересовали его соратников, но не приносили музыканту должного признания - он вынужден был подрабатывать на стороне - продавал рождественские игрушки и работал в продуктовой лавке.
Разочарованный своим положением, он в 1964-м едет в Скандинавию. В Швеции и Норвегии он находит поддержку как для себя так и для своих музыкальных
экспериментов - все его работы были записаны на радио или телевидении. Основным покровителем и защитником музыканта стал Боссе Броберг - директор Шведского радио, с которым Рассел поддерживал близкую связь и всегда отзывался с большой признательностью. Спустя пять лет, в 1966 Джордж Рассел возвращается в США по приглашению своего старого друга Гюнтера Шулера, для преподавания во вновь созданном джазовом подразделении при ново-английской консерватории, директором которой был Шулер. Джазмен вновь возвращается к работе над "лидийским подходом", собирает оркестр из 14 человек, выступает с концертами на родине и за рубежом.
Рассел получил широкое признание со стороны различных околомузыкальных организаций, неоднократно получал награды и становился почетным членом множества джазовых (и не только) общественных объединений