Англо-ирландский философ. Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал.
Родился близ Томастауна (графство Килкенни, Ирландия) 12 марта 1685. Учился в колледже в Килкенни, затем в Тринити-колледже в Дублине, где впоследствии преподавал. В 1713 перебрался в Лондон и благодаря первым философским трудам – Опыт новой теории зрения (An Essay Towards a New Theory of Vision , 1
709), Трактат о принципах человеческого знания (Treatise Concerning the Principles of Human Knowledge , 1 710) и Три разговора между Гиласом и Филонусом (Three Dialogues between Hylas and Philonous , 1713), а также остроумию и обаянию получил признание в лондонском свете. Стал священником в 1710. Пу
тешествовал по Европе в 1713–1721; в 1724 был назначен деканом в Дерри. Приблизительно в 1723 Беркли загорелся идеей основать колледж для индейцев на Бермудских островах. Ожидая положительного решения о субсидии на этот проект (который так никогда и не осуществился), он был вынужден оставаться в Нью
порте на Род-Айленде c 1728 по 1731, где написал работу Алсифрон, или Мелкий философ (Alciphron; or, The Minute Philosopher , 1732). В 1734 Беркли получил назначение епископом Клойнским в Дублин, где создал свой последний значительный труд – Сейрис, или Цепь философских размышлений и исследований (S
iris : A Chain of Philosophical Reflexions and Inquiries , 1744). В 1752 он ушел от дел и вместе с семьей переехал в Оксфорд. Умер Беркли в Оксфорде 14 января 1753.
Философия Беркли, имевшая сильную религиозную подоплеку, явилась в то же время выражением нового, быстро вытеснявшего схоластику духа
, рожденного трудами Декарта, Спинозы, Мальбранша, Локка и Ньютона. Беркли пытался преодолеть модный скептицизм и атеизм и создать учение, в котором бы гармонично сочетались новая философия и спиритуализм.
Убежденный в способности человека к познанию, Беркли, подобно Локку, подчеркивал значение чу
вственного опыта как источника знания. Однако, в противовес Локку и материализму, он доказывал, что все качества – не только вторичные (например, цвет), но и первичные (например, протяжение), которые Локк причислял к независимой от сознания материальной субстанции, – суть лишь продукт чувственности;
он также доказывал, что идея материи как «реальности», существующей помимо и сверх первичных и вторичных качеств, не может быть выведена из опыта. Главная ошибка всякой философии, согласно Беркли, заключается в неверной абстракции. Например, ложной идеей является «материальная субстанция» Локка. Су
ществовать (т.е. быть реальным), заключал он, – значит быть воспринятым или воспринимать. Чувственные объекты, или, как называл их Беркли, «идеи», не могут производиться инертной бесчувственной материей, они суть следствие бестелесной деятельной субстанции духа; идеи не могут существовать и в «не во
спринимающей субстанции». Отсюда: материя вне опыта непредставима и противоречива. Однако «материю как термин можно оставить для обозначения частного случая организации идей. Природа есть упорядоченная последовательность таких идей, порожденных Мировым Духом, а законы природы суть «установленные пра
вила или методы, по которым этот Дух порождает в нас идеи ощущения».
В действительности существуют только «духи», которые бывают двух родов: это конечные умы и Мировой Ум (Бог). О духах мы не имеем никакой идеи, ибо идеи пассивны и бездеятельны, и в них не может быть схвачено то, что действует. Ду
х познаваем не непосредственно в чувственном опыте, но только через свои проявления. О духе мы имеем только «понятие», но такое понятие, в отличие от понятия материи, не является противоречивым.
В работах позднего периода Беркли уже не акцентирует значение чувственного опыта. В третьем Диалоге он