Ванбру свойственна патетика, смелость, сила и своеобразие замысла, отсутствие педантизма, который становится всеобщим у следующего поколения архитекторов.
Джон Ванбру родился 24 января 1664 года. Он был сыном купца. Первой любовью Джона стала литература. Он стал известным английским комедиографом. Его литературное творчество характерно для последнего этапа периода реставрации. В комедиях "Неисправимый" (1697), "Оскорбленная супруга" (1687) Ванбру изоб
ражает развращенные нравы знати. В пьесах "Эдип" (1697) и "Вероломный друг" (1702) вводит морализаторский элемент. Лучшая его комедия "Заговор" (1705).
Прежде чем стать архитектором Ванбру еще успел побывать военным и шпионом. Случайно познакомившись с помощником архитектора Кристофера Рена - Ни
коласом Хоксмором, честолюбивый драматург становится архитектором аристократов.
Характерной особенностью архитектуры того времени было частое выступление на архитектурном поприще дилетантов из числа дворян и крупной буржуазии. Поэтому вступление Ванбру на архитектурную стезю не было исключительн
ым явлением. Но Ванбру стал в 1702 году контролером работ, а сама их практика достаточна обширна. Они не могут приравниваться к дилетантам от архитектуры, построившим одно-два здания.
Таким образом, Джон Ванбру занял промежуточное положение между разносторонне одаренными и образованными мастерам
и 17-го столетия и узкими специалистами XVIII века. В 1699 году Ванбру сместил Уильяма Телмена на должности личного архитектора лорда Карлейла. Вскоре без какой-либо предварительной подготовки он спроектировал для лорда замок Кэсл-Хоувард в Йоркшире (1699-1726). В замке, к сравнительно небольшому це
нтральному зданию, занятому большим купольным залом, примыкает со стороны сада огромный корпус с анфиладой двенадцати зал, а со стороны парадного двора - большие крылья с помещениями различного назначения, соединенные с главным зданием узкими галереями.
Склонность молодого архитектора к монумент
альности, грандиозному, эффектному, но живому расположению и акцентированию архитектурных объемов сообщает композиции ансамбля ярко выраженную театральность, свойственную архитектуре барокко. Построенный Ванбру для герцога Мальборо знаменитый Бленхеймский замок близ Оксфорда (1705-1724) имел в окруж
ности около 250 метров, его северный фасад - 100 метров в длину.
На долю архитектора выпала на этот раз честь строить не просто усадьбу магната, а памятник национального значения, памятник, который мог до известной степени соперничать с Версалем. Ведь герцог Мальборо, одержавший победу при Бленх
ейме над войсками Людовика XIV, под эгидой которого жила Англия во времена Карла II и Якова II, считался людьми, захватившими власть в стране после переворота 1688 года, национальным героем, опорой нового режима, провозглашенного "славной революцией".
Королева Анна подарила герцогу 22 000 акров
земли поместья Вудсток в Оксфордшире. Парламент пообещал полмиллиона фунтов на постройку замка. Когда тори при королеве Анне низвергли министерство вигов, то они не сочли себя обязанными выплачивать обещанную субсидию. Постройка была прервана, Ванбру лишился места. Однако виги восторжествовали вновь
, и с приходом к власти Георга II Ванбру был восстановлен в своей придворной должности, а герцог Мальборо за свой счет поручил ему достраивать замок. Ванбру хорошо знал театр, и театральность, свойственная вообще его архитектурным произведениям, присуща и этому зданию. В глубине большого парадного д
вора высится главное здание. К этому главному дворцу примыкают справа и слева два других. Садовый фасад с многоугольными башнями без крыш, высящимися над четырьмя углами здания, гораздо скромнее и приятнее. Черты слишком большой тяжести выступают, однако, при рассмотрении комплекса построек со сторо
ны двора.
Все подобные сооружения должны были с первого же взгляда производить впечатление величественности, внушительности, торжественности. Поэтому часто внешняя отделка дворца была более пышной, чем внутренняя.
Ванбру свойственна патетика, смелость, сила и своеобразие замысла, отсутствие
педантизма, который становится всеобщим у следующего поколения архитекторов. Погоня за грандиозностью приводила, однако, его иногда к тому, что его здания производят впечатление подавляющей тяжести. Мастер в живописном распределении масс, он не очень любил продумывать детали и оставлял их мало разра
ботанными. Часто Ванбру обвиняли в нецелесообразности внутреннего расположения его построек. Это, однако, не было индивидуальной чертой его зодчества. Противники Ванбру грешили тем же самым. Архитекторы и знатные заказчики начинали проектировать свои здания с фасада, а потом уже подгоняли к нему пла
Литераторы - Дж. Свифт, А. Поп и другие - издевались над стилем Ванбру, над его страстью придавать зданиям массивность. К моменту смерти архитектора казалось, что он погиб во мнении всех "людей тонкого вкуса". Кэсл-Хоувард в Йоркшире, так же как следующая постройка Ванбру дворец Бленхейм в Ок
сфордшире, представляет заключительную стадию, своеобразную вершину развития планового решения жилого комплекса в Англии. Ничего более грандиозного не строилось в стране, ни до ни после Ванбру. Только неосуществленный проект дворца Уайтхолл Иниго Джонса превзошел творческий размах Ванбру. За свои ар