Архиепископ Кентерберийский (Archbishop of Canterbury) с 1583 года и до момента своей смерти 29 февраля 1604 года. Он был известен своим гостеприимством и несколько вычурными и хвастливыми привычками. Так, когда архиепископ посещал Кентербери и другие города, его сопровождала свита из 800 всадников. Богословские взгляды Уитгифта часто были противоречивыми, однако в глазах королевы Елизаветы (Elizabeth I) он зарекомендовал себя как столь же консервативный протестант, как и она сама.
Джон Уитгифт, старший сын Генри Уитгифта (Henry Whitgift), торговца из Грейт-Гримсби, Линкольншир (Great Grimsby, Lincolnshire), родился между 1530 и 1533 годом. В детстве его образованием занимался его дядя, Роберт Уитгифт (Robert Whitgift), настоятель соседнего монастыря в Уиллоу (Wellow), и по совету дяди Джона затем отослали в лондонскую школу Святого Антония (St Anthony's School, London). В 1549 году Джон стал студентом Колледжа Королевы в Кембриджском Университете (Queens' College, Cambridge), а в мае 1550 перевелся в кембриджский колледж Пемброк (Pembroke College, Cambridge), где его наставником стал Джон Брэдфорд (John Bradford), реформатор и мученик, погибший на костре. Предполагается, что в 70-х у самого Уитгифта учился Фрэнсис Бэкон (Francis Bacon), видный политический деятель и философ.
В 1560-м Уитгифт принял сан и стал капелланом Ричарда Кокса, епископа Или (Richard Cox, Bishop of Ely), который выделил ему приход в Тевершеме, Кембриджшир (Teversham, Cambridgeshire). Через три года он стал профессором богословия в Кембридже, и его лекции так понравились руководству, что с 1566 года его жалованье было значительно увеличено. В следующем году он возглавил колледж Пемброк, а затем и Тринити-колледж (Trinity College, Cambridge). Уитгифт активно участвовал в составлении устава университета, утвержденного 25 сентября 1570 года, а в ноябре следующего года он был выбран вице-канцлером.
Противники описывали Уитгифта как священника средних способностей, с узким мышлением, склонного к тирании, который пришел к власти путем угодничества и лести, что, безусловно, является преувеличением, но отражает часть правды – он был совершенно нетерпим к католикам и пуританам. 24 марта 1577 года Уитгифт был назначен епископом Вустера (Bishop of Worcester), а в отсутствие сэра Генри Сидни (Henry Sidney) в 1577 году выступал в качестве одного из руководителей Уэльса (Wales).
В августе 1583-го Уитгифт был назначен архиепископом Кентерберийским и заменил Эдмунда Гриндала (Edmund Grindal), который был помещен под домашний арест за несогласие с королевой. Уитгифт оставил печать собственных убеждений на церкви Реформации и разделял крайнюю ненависть Елизаветы к пуританам. Хотя он писал королеве, протестуя против отчуждения церковной собственности, Уитгифт всегда пользовался ее особым доверием. В своей политике в отношении пуритан Уитгифт тщательно заботился о насаждаемом Елизаветой религиозном единообразии. В 1586 году архиепископ стал тайным советником. Он составлял списки несогласных с курсом руководства священников и был наделен широкими полномочиями для суда высокой комиссии. В 1595 году вместе с епископом Лондонским (Bishop of London) и другими прелатами Уитгифт принимал участие в составлении Ламбетских артикулов (Lambeth Articles), серии доктрин для уточнения кальвинистского учения, которые, однако, не были приняты церковью. Уитгифт находился у смертного ложа королевы Елизаветы и короновал Якова I (James I).
Он умер 29 февраля 1604 в Ламбете (Lambeth) и был похоронен в Кройдоне (Croydon), в приходской церкви Святого Иоанна Крестителя (Parish Church of St John Baptist), но памятник был практически уничтожен, когда церковь сгорела в 1867 году.