Английский музыкант, первоначальный лидер и вокалист группы прогрессивного рока Yes. Также известен своими сольным творчеством и совместной работой с греческим музыкантом Вангелисом в составе дуэта Jon & Vangelis.
Джон Рой Андерсон родился в английском городе Аккрингтон в семье с ирландскими корнями. Родителями Джона были Альберт и Кэтлин Андерсон. Позднее из имени John была убрана буква «h», так как Джон всегда мечтал об имени Джонатан (Jonathan). Посещал школу St. John’s Infants School в своём родном городе и начал свою музыкальную карьеру в возрасте 10 лет, играя на стиральной доске в скиффл-группе «Little John’s Skiffle Group», исполнявшей среди прочих песни Лонни Донегана.
В возрасте пятнадцати лет Джон бросил школу и сменил несколько мест работы, попробовав себя в качестве сельскохозяйственного рабочего, водителя грузовика и продавца молока. Джон также пробовал начать футбольную карьеру в клубе Акрингктон-Стэнли, фанатом которого он остаётся до сих пор, но ему отказали во вступлении из-за его хрупкого телосложения.
В 1962 году Андерсон присоединяется к группе The Warriors (также известной как The Electric Warriors), где он и его брат Тони делили место вокалиста. В 1967 году Джон покидает эту группу. Сам он вспоминает об этом времени: «Слишком много веселья, мало репетиций, слишком много наркотиков, недостаточно удовольствия!» (англ. Too much fun, not enough rehearsal, too many drugs, not enough fun!). В 1968 году Андерсон выпускает два сольных сингла под псевдонимом Hans Christian Anderson: «Never My Love» (ремейк хита 1967 года группы The Association) и «The Autobiography Of Mississippi Hobo». В начале лета 1968 года Джон ненадолго присоединяется к группе The Gun, проведя с ними лишь одно выступление.
Позднее, летом 1968 года, в клубе La Chasse в Лондоне Андерсон знакомится с басистом Крисом Сквайром и присоединяется к его группе Mabel Greer's Toyshop, где уже играл гитарист Питер Бэнкс. Андерсон становится фронтменом этой группы, но все трое покидают её ещё до наступления осени, чтобы создать новую команду.
В этом же 1968 году Андерсон, Сквайр и Бэнкс создают группу Yes и приглашают в неё ударника Билла Бруфорда и клавишника Тони Кея. Их дебютный альбом Yes был выпущен в июле 1969 года. Андерсон был в составе группы до 1979 года. Этот промежуток времени известен как «классический период Yes». Джон был главной творческой силой группы и фактически являлся её лидером (сам он называл себя «капитаном команды»). Несмотря на отсутствие классического музыкального образования и самым скромным уровнем игры на музыкальных инструментах в группе, именно Джон был «генератором идей» и инициатором создания таких эпических произведений Yes, как «Close to the Edge» и «Awaken», альбома Tales From Topographic Oceans и многих других.
В начале 1980 года, в ходе записи следующего за Tormato альбома Yes, Джон, вместе с Уэйкманом, выходит из состава группы. В результате, записанный альбом Drama стал первой, и на данный момент последней пластинкой, в записи которой Андерсон не принял участия.
Джон присоединился к заново сформированной группе в 1983 году и снова покинул её в 1988 году из-за продолжавшихся попыток Yes следовать радиоформату и искать коммерческого успеха в рамках мейнстрима. В 1989 году Андерсон и другие музыканты Yes создали группу Anderson, Bruford, Wakeman, Howe (ABWH), укомплектованную басистом Тони Левином, игравшим ранее совместно с ударником Билом Бруфордом в King Crimson. Успех первого одноимённого альбома ABWH, охладевший интерес к Yes среди их поклонников, оставшейся без фронтмена, и последовавший за этим судебный процесс привел к объединению двух групп. На выпущенном альбоме Union в списках музыкантов значилось 8 человек, однако совместно (в одно время и в одном месте) все участники смогли поработать только на последовавшем концертном туре.
После тура некоторые участники покинули группу, но, несмотря на очередную полосу изменений состава, Андерсон оставался её бессменным лидером и вокалистом всё это время и остается по сей день. Он участвовал в записи всех альбомов Yes, за исключением «Drama» (1980).
1970-e
Несмотря на то, что участие в Yes всегда стояло для Джона на первом месте, начиная с 1970-х годов он ведет довольно активную сольную творческую жизнь, выпуская собственные альбомы и участвуя, в качестве приглашенного музыканта, в других проектах.
Осенью 1970 Андерсон появляется в качестве приглашенного вокалиста на альбоме «Lizard» группы King Crimson. Андерсон вспоминает: «Они записывались неподалёку, я был просто очарован их музыкой».
Осенью 1971 Джон участвует в записи Джонни Харриса «All To Bring You Morning».
В августе 1975 Джон записывается для песни «So Long Ago, So Clear» греческого композитора и мультиинструменталиста Вангелиса. Песня появляется на альбоме Вангелиса «Heaven And Hell». Так началась совместная работа двух этих музыкантов, которая будет продолжаться многие годы.
В ходе Американского тура Yes 1975 года у Андерсона начинает вырисовываться концепция его первого сольного альбома. С сентября 1975 года по апрель 1976 Джон в одиночку записывает альбом «Olias Of Sunhillow», выступая не только в качестве вокалиста, но и играя на всех музыкальных инструментах (впрочем, поклонники Вангелиса высказывают предположение, что Вангелис, предпочтя вследствие своих контрактных обязательств остаться неизвестным, исполнил часть партий клавишных на этом альбоме). Альбом выпущен в июне 1976 года, обложку разрабатывал художник Дэвид Роу. Андерсон называет два источника, лежащих в основе пластинки — книгу Веры Стейнли Олдер «Зарождение Мира» и работу художника Роджера Дина для обложки альбома Yes Fragile. Журналист газеты «Мелоди Мейкер» в рецензии на пластинку упомянул другой возможный источник вдохновения Андерсона: «Те, кто захотят понять условности повествования, сочетающего элементы народных сказаний и игры воображения, могут обратиться к научно-фантастическому роману Брайана Олдисса „Теплица Или Невероятный Нон-стоп“, довольно точно передающему атмосферу „Olias Of Sunhillow“».
Летом 1980 года Джон и Вангелис выпускают альбом «Short Stories». В ноябре выходит второй сольный альбом Джона — «Song Of Seven». За его выходом следует турне по Англии и Шотландии в поддержку альбома. Группа музыкантов, сопровождавшая Андерсона, называлась «The New Life Band». В ноябре 1981 года выходит следующий совместный альбом Джона и Вангелиса «The Friends Of Mr. Cairo». Позднее Андерсон появляется в качестве приглашённого музыканта на альбоме «1984» Рика Уэйкмана. В конце 1981 — начале 1982 года Джон записывает третий сольный альбом «Animation», выпущенный в июне того же года. Турне по США в поддержку альбома проходит с «ослепительным» успехом.
В начале 1983 года Андерсон, Уэйкман и Кит Эмерсон пробуют объединиться в трио, но безрезультатно. Джон, как приглашённый музыкант, участвует в записи альбома Майка Олдфилда «Crises». В июне 1983 года Андерсон возвращается в Yes, что не мешает ему выпустить третий совместный с Вангелисом альбом «Private Collection», который Джон считает лучшей из всех их работ.
Джон записывает вокальные партии в композиции «Loved by the Sun» из саундтрека к фильму Ридли Скотта «Legend», созданного группой Tangerine Dream, а также в песнях «Silver Trane» и «Christie» из саундтрека к фильму «Scream For Help», написанного Джоном Полом Джонсом, участником Led Zeppelin.
В декабре 1985 года, к Рождеству, выходит сольный альбом Андерсона «3 Ships». В 1986 году Олдфилд приглашает Джона для записи вокальной партии на сингле «Shine». Записывается новый материал с Вангелисом и 6 ноября Андерсон появляется на его концерте в Лос-Анджелесе. В начале 1987 года Джон участвует в записи альбома Гоуэна «Great Dirty World». В марте 1988 года Андерсон, в качестве приглашённого бэк-вокалиста, появляется на альбоме группы Toto Seventh One.
В июне 1988 года Джон издаёт свой пятый сольный альбом In The City Of Angels. В начале 1989 года записывает вокал для песни «Far Far Cry» с альбома продюсера Джонатана Элиаса Requiem For The Ameri
cas. Через год Элиас будет продюсировать альбом Yes Union.
В сентябре 1991 года появляется последний студийный альбом Джона и Вангелиса — Page Of Life. Андерсон вспоминает: «Мой последний альбом с Вангелисом. К сожалению, менеджеры опять мешали нам работать вместе». По другой версии, между ними возникла размолвка, вызванная тем, что Джон выпустил американское издание диска, внеся в него изменения и не поставив в известность об этом Вангелиса.
Летом 1992 года Джон записывает часть вокальные партии для альбома Dream японского исполнителя стиля нью-эйдж Китаро (композиции «Island of Life» и «Lady of Dreams»). Осенью Андерсон присоединяется к Китаро в его концертном туре по США, Японии и Таиланду, в ходе которого они выступают перед королевой Таиланда. Весной 1993 года Джон, после двух «разминочных» выступлений, отправляется в тур по Карибам и Южной Америке. Среди посещённых стран были: Чили, Венесуэла, Мексика и Коста-Рика. Дочери Джона — Дебора и Джейд — сопровождают его в качестве бэк-вокалисток.
В начале весны 1993 года Джон поёт для альбома скрипача Чарли Бишерата (англ. Charlie Bisharat) Along The Amazon. В Феврале 1994 года Андерсон, по приглашению Бразильского музыканта Милтона Насименто, появляется в качестве приглашённого вокалиста на его альбоме Angelus.
Весной 1994 года Джон записывает свой новый сольный альбом на студиях Big Bear в Калифорнии и Kampo Studio, Нью-Йорк. В мае альбом издаётся под названием Deseo. В этой записи Андерсон отходит от стилистики предыдущих альбомов — на пластинке очень заметно влияние латиноамериканской музыки. Однако уже в октябре этого года выходит следующий сольный альбом Джона — Change We Must. В записи приняли участие музыканты Лондонской Академии Камерной Музыки. В декабре 1995 года выходит альбом Джона Angels Embrace. На альбоме Джон выступил как клавишник — в основном это спокойные инструментальные композиции в стиле нью-эйдж. За ним, с перерывом всего в месяц, в январе 1996 года, издается записанный несколькими годами ранее альбом Toltec в этом же стиле.
Летом 1996 года ограниченным тиражом выпускается альбом The Lost Tapes Of Opio для членов Opio Foundation — благотворительного фонда Андерсона. Позднее Джон появляется на одноимённом альбоме мексиканской фолк-группы Cielo Y Tierra.
Весной 1997 года Джон приглашает несколько музыкантов, играющих кельтскую фолк-музыку, для записи нового альбома. Его следующая сольная работа была записана в пабе «The Frog 'n Peach Pub» в городе Сан-Луис-Обиспо, Калифорния. На этом альбоме Андерсон отдаёт должное своим ирландским корням. В июне 1997 года альбом выходит под названием The Promise Ring («Обручальное Кольцо» — Джон только что женился на Джейн Люттенбергер). В сентябре этого же года Андерсон выпускает альбом EarthMotherEarth, записанный на ноутбук в течение отдыха на Гавайаях. В марте 1998 года последний, на данный момент, альбом Джона The More You Know, записанный им в Париже и Лондоне, поступает в продажу.
В июне 1999 года Андерсон записывает вокал для композиции с альбома Streams Современной Христианской (англ. Contemporary Christian) группы 4Him. В июле этого же года Джон участвует в записи сольного альбома гитариста Yes Стива Хау Portraits Of Bob Dylan.
Весной 2000 года Андерсон, как приглашённый вокалист, появляется на альбоме Outbound группы Bela Fleck & the Flecktones. В декабре того же года принимает участие в записи альбома Captivated бас-гитариста Эдуардо Синьоре.
Весной 2002 года начинается работа над следующим сольным альбомом Джона The Big If. В планах Андерсона — выпустить видеоигру на основе концепции альбома. 3 Июня 2002 года Джон участвует в Нью-Йоркском проекте «United We Sing» — записи альбома, с участием звезд, для помощи детям и супругам жертв 11 Сентября.
31 Января 2006 года, после 6 лет работы, выходит альбом In Elven Lands: The Fellowship, на котором группа музыкантов, среди которых и Джон Андерсон, представляет музыку, вдохновленную творчеством Джона Рональда Руэла Толкина. Среди шестнадцати композиций альбома, выполненных в стилизации под средневековую европейскую музыку, вокал Андерсона присутствует в четырёх песнях, две из которых он исполняет на Английском и две на Эльфийском языках.
В ноябре 2007 года Джон Андерсон в рамках европейского турне посещает Санкт-Петербург и Москву. В своей программе он исполняет известные песни группы Yes, и творения, написанные им совместно с Вангелисом. В это же время он активно участвует в рамках проекта «Paul Green’s School Of Rock», созданного для продвижения молодых рок-музыкантов.
В мае 2008 года с острым приступом астмы он попадает в больницу, и несколько дней проводит в коме. Лечащий врач настоятельно рекомендует Джону отказаться от занятий пением, по крайней мере, на несколько месяцев. В связи с этим отменяется запланированное мировое турне, приуроченное к сорокалетию группы. В сентябре этого же года остальные участники коллектива (Стив Хау, Крис Сквайр и Алан Уайт) принимают решение отправиться в турне с другим вокалистом, подчеркивая, что речь не идет о замене Андерсона в постоянном составе группы. Джон Андерсон через свой сайт выразил отрицательное отношение к этому решению коллег и начал готовить к выпуску серию сольных проектов с другими музыкантами, в частности, со Стивеном Лэйтоном.
Голос Андерсона часто называют «ангельским». Несмотря на то, что сам он называет себя альт-тенором, вокальная партия Джона в композиции «Owner of a Lonely Heart» является примером так называемой техники «смешанного голоса»: верхний регистр (англ. head voice) (фальцет) и нижний регистр (англ. chest voice) (разговорный голос) постепенно смешиваются. Чем выше поет голос, тем больше слышен фальцет и меньше — нижний регистр, и наоборот. На пике высоты голоса («yeeows» перед гитарным соло) используется уже исключительно фальцет. Другие известные вокалисты, использовавшие эту технику: Стивен Тайлер (Aerosmith), Хью Вилсон (Vertigo) и Стинг.
Именно Андерсон ответственен за большинство стихов и тем мистического содержания в творчестве Yes. Эти элементы стали неотъемлемой частью группы, отталкивая в свою очередь некоторых музыкантов, более всего Бруфорда и Уэйкмана. Возможно, это стало одной из причин, по которым они в своё время оставили группу. Тексты песен часто пишутся под впечатлением от прочитанных Андерсоном книг: от «Войны и Мира» Льва Толстого до примечаний к Священным книгам Шастр. Частыми темами в лирике являются природа (в частности энвайронментализм), пацифизм и почитание солнца.
Символизм и экспрессия в стихах Андерсона в сочетании с синтаксической свободой английского языка порождают широчайший спектр толкований, что особенно ощутимо при переводах текстов Джона на другие языки. Хотя сам он неоднократно заявлял, что его стихи — просто сопровождение к музыке, и никакого «скрытого смысла» в них нет, но это, в свою очередь, не останавливает пытливых фанатов в нескончаемом обсуждении лирики Андерсона.
В 1960-х и 70-х Андерсон курил, предпочитая сигареты марки Benson & Hedges.
Начиная с 1980-х Джон всегда медитирует перед выступлениями в специальной палатке с кристаллами и ловцами снов.
Андерсон долгое время придерживался вегетарианства, так же, как и большинство участников группы Yes с середины 1970-x.
У Джона трое детей.
Дебора Андерсон участвовала в качестве бэк-вокалистки в записях альбомов ABWH, Yes и сольников своего отца. Позже приобрела известность как фотограф, работающий для гламурных изданий, записывалась как вокалистка на альбоме «Angel Milk» французской электронной группы Télépopmusik 2005года, издала собственный сольный альбом «Silence» (2009). Ей посвящена песня дуэта Jon & Vangelis «Deborah».
Джейд Андерсон записала сольный альбом «Dive Deeper», изданный в 2002 году в Японии, и готовит к выпуску второй диск.
Сын Демион Андерсон создал собственную группу Zen State