Марстон рос в обеспеченной и образованной семье; его отец владел крупным поместьем в Кропреди и занимался адвокатской практикой в Ковентри и Лондоне; мать была дочерью известного итальянского врача. После окончания Оксфордского университета в 1594 Марстон изучал право в «Миддл Темпл», членом которого был в то время его отец.
Родился в 1576, крещен 7 октября в Уордингтоне (графство Оксфордшир). Марстон рос в обеспеченной и образованной семье; его отец владел крупным поместьем в Кропреди и занимался адвокатской практикой в Ковентри и Лондоне; мать была дочерью известного итальянского врача. После окончания Оксфордского ун
иверситета в 1594 Марстон изучал право в «Миддл Темпл», членом которого был в то время его отец.
Уже в первых литературных опытах Марстон проявил себя как остроумный и резкий критик литературных и общественных нравов. Свою первую поэму — Превращение Пигмалионовой статуи (Metamorphosis of Pygmalion
's Image, 1598) — он сам определял как пародию на знаменитый рассказ из Метаморфоз Овидия, а в двух изданных в том же году сборниках сатир (Несколько сатир — Certain Satires и Бич подлости — The Scourge of Villainy) безжалостно высмеивал литературный маньеризм. После того как в 1599 епископ Кентербе
рийский издал Указ о сожжении, направленный против сатирической поэзии, Марстон мгновенно нашел новое применение своему дарованию, начав писать пьесы для недавно возникших детских актерских трупп.
В 1599 вышел Бич актера (Histrio-Mastix), за которым последовали два бурлеска — пародии на модные в т
о время пьесы о страданиях влюбленных — Забава Джека Драма (Jack Drum's Entertainment, 1601) и Антонио и Мелинда (Antonio and Melinda, 1602). Это были первые опыты Марстона в сатирической комедии, приверженцем которой он оставался в течение следующих шести лет. За исключением Мести Антонио (Antonio'
s Revenge, 1602) — сатиры с элементами трагедии в духе Сенеки — и Софонисбы (Sophonisba, 1606), в которой Марстон предпринял смелую попытку облечь в трагическую форму собственную версию неостоицизма, все его пьесы остаются в рамках комической сатиры. Как вам угодно (What You Will, 1607) в «серьезно-
фантастическом» духе, по его собственной формулировке, изображает потерю и обретение социальных и персональных ролей. В Недовольном (The Malcontent, 1604) — пожалуй, лучшая его пьеса — Марстон дает беспощадный анализ пороков современного общества. В Голландской куртизанке (The Dutch Courtezan, 1605)
сочетаются язвительная сатира и добродушный комизм. Паразит, или Пешка (The Parasitaster or the Fawn, 1606) высмеивает ханжество.
Хотя Марстону неизменно сопутствовал успех, его литературная карьера полна ссор и скандалов. В сатирах он дважды позволил себе задеть епископа Дж.Холла; выпад против Б
.Джонсона в Биче актера стал началом литературной перепалки, длившейся до 1602 или 1603 (т. н. «война театров»). В 1607 Марстон пишет для театра в Ковентри пьесу Забава Эшби (Ashby ' s Entertainment). В 1608, после непродолжительного тюремного заключения, причины которого нам неизвестны, он продает
свой пай в труппе «Блэкфрайерз». Примерно в это же время возникает черновой вариант Ненасытной графини (The Insatiate Countess) — пьесы, которую позднее закончил У.Баркстед. В 1609 Марстон окончательно расстался с театром и переехал в Оксфорд, чтобы принять духовный сан. Только в 1631, оставив служб