Курсирующий между родной Великобританией и Голливудом режиссер Джон Мэдден чередует проекты крайне успешные («Влюбленный Шекспир») с откровенно провальными («Выбор капитана Корелли»). Его новый фильм «Доказательство» разделил публику на два лагеря: одни называют картину крайне неудачной, другие восхищаются и сулят ей «Оскара».
- Правда ли, что для вас обязательным условием, чтобы взяться за «Доказательство», было участие Гвинет Пэлтроу?
- Конечно, ведь ту же роль она сначала сыграла на сцене, и было принципиальным, чтобы она исполнила ее в экранизации пьесы.
- Ее отец умер как раз тогда, когда она играла на сцене эту пьесу, в которой по сюжету умирает ее отец-математик, ведь так?
- На самом деле ее отец болел уже давно. Он был болен, когда мы решили поставить «Доказательство» в театре, он присутствовал на премьере. Он умер как раз в промежутке между постановкой пьесы на сцене и ее экранизацией для кино…
- Но это так или иначе, наверное, сказалось на состоянии Гвинет, которая, возможно, видела в том, что играла, отражение собственного эмоционального состояния?
- Да и нет. Ей не оставалось ничего другого, кроме как примириться с этим печальным совпадением. В то же время она понимала, что работа актера и его способности апеллируют в большей степени к воображению, чем к реальным фактам. Гвинет всегда была особенно хороша во всем, что касается передачи своей эмоциональной жизни вымышленному персонажу. Даже если не пережила это, а просто вообразила. Вообще-то не так уж хорошо, когда ты вынужден пытаться контролировать свою грусть, оформить ее, перевести в профессиональное русло, чтобы сыграть на экране… Но в том, что Гвинет делает в «Доказательстве», не чувствуется ни малейшей искусственности. И это меня не удивляет.
- А репетировать с ней было легко, учитывая ее личные обстоятельства и смерть отца?
- Знаете, некоторые сцены, связанные с повышенным проявлением эмоций, играть во множестве дублей подряд невозможно. Можно делать это из вечера в вечер в театре, но на съемках… Сомневаюсь. Некоторые вещи ты можешь сыграть лишь один раз или два. Иногда мне приходилось с этим смириться – особенно в длинных сценах, не предполагавших монтажных склеек.
- Судя по вашим работам с Гвинет во «Влюбленном Шекспире» и особенно в «Доказательстве», самое сильное ее качество – очевидная хрупкость, привлекающая зрителей…
- Хрупкость может и не быть ее собственным человеческим качеством, но она может играть хрупкость, казаться хрупкой. На самом деле Гвинет – очень сильная личность. Как и ее героиня Кэтрин. Ей просто надо собраться с мыслями, прийти в себя после смерти отца. Она сильна, но в то же время чувствительна и уязвима. Даже не знаю, кто еще из знакомых мне актеров может так сочетать противоположные качества, как она. А еще у нее фантастическая интуиция. Она всегда знает верную интонацию, она ее угадывает.
- Гвинет Пэлтроу – единственная, кто перекочевал из театральной постановки в киноверсию. Остальными вы были недовольны? Или просто хотели непременно пригласить Хоуп Дэвис, Джека Джилленхолла, Энтони Хопкинса?
- Ну, важнее всего была Гвинет. Остальные… Некоторые из театральных исполнителей элементарно не могли встроиться в рамки нашего графика съемок. Джека Джилленхолла и Хоуп Дэвис я выбрал по банальной причине: они прекрасно показали себя на пробах, они великолепные актеры. В фильме оказалось немало американских актеров, но все же основные роли играют британцы – Гвинет и Энтони Хопкинс.
- Как работалось с Хопкинсом?
- Он доверял мне, а это главное. Известно, что с Хопкинсом просто и приятно работать, если он верит в твой проект. Он верил в «Доказательство» и играл именно то, что видел в тексте. И то, о чем я его просил. Он ничего не знал о математике или шизофрении, но нам кажется, что он знает об этом не так мало хотя бы потому, что, как любой достойный актер, он способен почувствовать и передать хороший авторский текст. Он сам был доволен результатом работы над фильмом.
- Вы сразу решили пригласить его, других кандидатур не рассматривали?
- Нет, я выбрал его сразу.
- Пэлтроу и Хопкинс играют пару безумных математиков – дочь и отца. Сложным ли делом было создание на экране столь необычных образов?
- Насколько мне известно, подобное сумасшествие весьма типично для мира высшей математики. Не знаю уж почему, но именно эта область умственной деятельности легко повергает человека в состояние неадекватности. Некоторая эксцентричность, неуравновешенность, доходящие иногда до серьезных умственных расстройств. На прошлой неделе я общался с одним американским журналистом, и он рассказал мне историю своего брата: тот демонстрировал удивительные результаты в области математических исследований в возрасте тринадцати лет, а в двадцать восемь у него диагностировали шизофрению, и он покончил с собой… Гений и безумие – привычный сюжет, не правда ли? Но меня больше интересовал не отец-безумец, а дочь, которая не сходит с ума, но все время боится этого.
- Фрейдистская трактовка возникает неизбежно: две взрослые дочери, одна живет с отцом, другая уехала в другой город, матери нет…
- Мне кажется, сестра Кэтрин, Клэр, роль которой исполнила Хоуп Дэвис, хочет думать, что похожа на мать; может, их мать действительно была именно такой? По-моему, «Доказательство» - фильм о семейных отношениях. Это позволяет завоевать сердце зрителя, который может ошибочно решить, что наш фильм – о математике и безумии. Что звучит как-то чересчур депрессивно. (Смеется.)
- Кто-то из коллег назвал «Доказательство» женским фильмом. Вы согласны с таким определением? Вообще можно делить фильмы на «мужские» и «женские», как по-вашему?
- Безусловно, к некоторым фильмам женщины могут обнаружить большую чувствительность, чем мужчины. Считать ли «Доказательство» сентиментальной комедией для женской аудитории? Сомневаюсь. Но уверен, что девушки, которые чуть моложе главной героини фильма и которые не дают себе раскрыться в интересной им области, полюбят мой фильм. Как и женщины, желающие принять на себя всю ответственность за собственную судьбу. Я знаю это по реакции женской части аудитории на театральную постановку. Хотя не хотелось бы ограничиваться женщинами. Делая фильм, я специально об этом не думал… Но в жизни я привык прислушиваться к женщинам. Сейчас я снимаю довольно-таки жестокий триллер и, хотя в центре там именно женщина, не думаю, что моей жене он понравится. А «Доказательство» - понравилось.
- Расскажете подробнее о новой работе?
- Она сейчас доведена мной едва ли до середины, рассказывать что-либо еще рано. Там будет чуть больше актеров и персонажей, чем в «Доказательстве», но все равно проект сравнительно небольшой. Называется «Убийственный выстрел», по одноименному роману Элмора Леонарда. Дайан Лейн играет главную роль, а убийцу – Микки Рурк.
- Экранизация романа, наверное, дается вам проще, чем перенос пьесы со сцены на экран?
- Работа с театральной пьесой – дело сложное, но увлекательное. Я изменил концовку, я постарался передать всю глубину тайны, как это возможно сделать только в кинематографе. Везде, где можно было использовать средства, присущие только кино, я это делал. Минимализм истории, действие которой происходит в течение нескольких дней, но влияет на всю жизнь главных героев, был серьезным вызовом. Надеюсь, я его выдержал. Я старался ориентироваться на то, что делал в своих фильмах Ингмар Бергман.
- Как вы думаете, «Доказательство» получит номинации на «Золотой глобус» и «Оскар», повторит в этом отношении судьбу вашего же «Влюбленного Шекспира»?
- Гвинет заслужила это, а вот фильм… Не знаю, такие мысли для меня - груз, от которого сразу хочется избавиться. Поверьте, я об этом стараюсь не думать. И я рад, что фильм вышел в США в сентябре – то есть уже после периода летней спячки, но до «оскаровской» гонки, обычно приходящейся на ноябрь-декабрь.
- «Оскаровский» успех «Влюбленного Шекспира» как-то изменил вашу жизнь?
- Личную – нет, профессиональную – да, конечно. «Оскар» меняет все в области профессиональных возможностей и, в частности, людей, к которым ты получаешь доступ. А кроме того, ничего особенного в этой премии нет.
Шекспир для «Оскара»
Джон Мэдден родился в Портсмуте, Великобритания, 8 апреля 1949 года. Долгое время работал для телевидения, принимал участие в создании ряда известных сериалов 1980-х (в том числе «Возвращение Шерлока Холмса» и «Инспектор Морс»). Получил славу одного из самых перспективных британских независимых режиссеров, но в 1998-м неожиданно прославился в США. В этом году его «Влюбленный Шекспир», в написании сценария которого принимал участие сам Том Стоппард, получил 13 номинаций на «Оскар» и 7 премий, в том числе как лучший фильм года (своего режиссерского «Оскара» Мэдден, правда, не получил). Следующая картина, «Выбор капитана Корелли» (2001), была разругана критиками и получила номинацию на «Золотую малину». «Доказательство» (2005) принимало участие в конкурсе Венецианского фестиваля, но осталось без наград.