Последние годы он жил в собственном доме в Лас-Альтосе, недалеко от Сан-Франциско. Его песни покупали для рекламных роликов "Пепси" и "Ливайс". До утра 21 июня Джон Ли Хукер оставался последним живым свидетелем и носителем довоенной блюзовой традиции.
Блюз с малых лет стал его воздухом. Он родился в 1917-м, в городе Кларксдейле в дельте Миссисипи, почитаемом за колыбель дельта-блюза. Его отчим водил дружбу с Блайнд Лемоном Джефферсоном и другими великими довоенными патриархами жанра; он же и купил юному Джону Ли первую гитару.
Хукер начал выст
упать на профессиональной сцене еще до войны, но только в 1948-м, когда он перебрался в Детройт, антрепренер Берни Берсман помог Джону Ли с записью двух песен, впоследствии знаменитых "Sally Mae" и "Boogie Chillen". Тогда и сформировалась уникальная его манера – отрывистый, почти лающий вокал и моно
тонные аккорды электрогитары.
Десять лет, а то и больше, он записывался и давал концерты под псевдонимами (Дельта Джон, Бирмингем Сэм, Джонни Уильямс, Джон Ли Букер, Буги Мэн); первая пластинка под собственным именем вышла только в 1955-м. Начало 60-х ознаменовалось появлением хита "Boom Boom" и
огромным интересом к блюзу со стороны молодых белых музыкантов. "Аnimals" и "Yardbirds" Хукера боготворили, Эрик Бердон первым спел "Boom Boom". Джон Ли много записывался с первыми рокерами. Но самой значимой из записей стал двойной альбом, записанный вместе с американо-канадской группой "Canned Hea
t". Это было в 1970-м.
Для рокеров Ли Хукер и стал Мистером Блюз. Он охотно шел на контакт, не считал, что "белые ребята не тянут", не был музыкальным расистом. В 70-е много выступал в европейских университетах – просто с гитарой. Но тогда о нем уже помнили только преданные поклонники блюза. В 19
80-м он мелькает в культовом кинофильме "Братья Блюз", но широкая публика считает его лишь памятником самому себе.
Хукер стал "играющим тренером". Он выбрал стратегию сотрудничества – на альбоме "The Healer" с ним записались "Los Lobos", Альберт Коллинз, Вэн Моррисон, Кит Ричардс, Карлос Сант