Джон Кёртис – яркий пример человека, который сделал себя сам. Не доучившись в школе, с ранних лет он зарабатывал себе на жизнь; с подсобных работ Кёртис дорос до торговли, а после – и до собственного бизнеса. Преуспевший в целом ряде различных отраслей, настоящую популярность Кёртис обрел прежде всего благодаря жевательной резинке из древесной смолы.
Родился Кёртис в Брэдфорде, Мэн (Bradford, Maine); учился он во вполне обычных школах, однако формальное образование так до конца и не довел. В довольно раннем возрасте Джон начал зарабатывать себе на жизнь. Сначала он получал в месяц по 5 долларов, затем – по 6, а позже – дорос до 24 долларов в месяц. В тот период Джон брался за самые разные работы; он трудился на ферме, был разнорабочим, кусторезом и строителем дорог в лесных областях штата.
Начал строить собственный бизнес Кёртис с идеи довольно интересной – он взялся за производство жевательной резинки на основе смолы хвойных деревьев. Кёртис был уверен, что у этого продукта большое будущее; в 1848-ом семья его перебралась в Бангор (Bangor), где у жевательной резинки подобного типа, по мнению Джона, были куда лучшие перспективы. Первую партию резинки на продажу бизнесмен с семьей изготовили в прямом смысле слова на домашней плите. Наладив производство на более адекватном уровне, Кёртис взялся за организацию сбыта; торговать он собирался в Портленде, Мэн (Portland, Maine). Созданный Джоном проект был первым серьезным коммерческим предприятием по продаже жевательной резинки; увы, гарантировать успех это первенство ему не смогло. За первые два дня торговли Джон не сумел продать ни единого экземпляра; первая продажа произошла на третий день, однако ситуацию она особо не переломила. В 1848-ом и 1849-ом торговля резинкой в Портленде шла, мягко говоря, туго; именно поэтому Джон Кёртис и решил податься в коммивояжеры. Торговал он не только жевательной резинкой собственного изготовления; мужчина также работал и с другой популярной среди коммивояжеров продукцией – вроде патентованных лекарственных средств. Девиз Кёртис звучал довольно просто – 'Дай человеку все, что можешь за его деньги – и обеспечь честную прибыль себе'.
Дела свои Джон Кёртис вел весьма и весьма амбициозно и энергично; нередко он отправлялся в путь ночью, лишь бы прибыть в новый город до своего очередного конкурента. Тактика эта себя оправдывала – первым прибывшим действительно обычно удавалось сбыть куда больше товара и в целом закрепиться в городе. За первый год странствий по Новой Англии Кёртис заработал 6000 долларов. В конечном итоге из простого коммивояжера-коробейника он превратился в весьма и весьма преуспевающего предпринимателя. Вскоре он расширил область сбыта, начав торговать и с Западом; теперь он вел дела в Пеннсильвании (Pennsylvania), Огайо (Ohio), Миннесоте (Minnesota) и Миссури (Missouri). Путешествовал Кёртис в основном по водным артериям, вроде рек Миссисипи или Огайо. Вообще, в Штатах Кёртис стал одним из первых (если не самым первым) предпринимателем, работавшим в качестве представителя восточной маркетинговой фирмы.
Производство жевательной резинки, меж тем, продолжалось; пока Кёртис странствовал по стране, занимаясь продажами, производственными вопросами занимался его отец. Под его руководством нанятые люди собирали смолу с деревьев; после недели-двух сбора сырого продукта они отправляли его на фабрику в Бангор для дальнейшей обработки. Дела постепенно выправлялись и объем производства приходилось наращивать; теперь на площади чуточку больше 1 квадратного метра все производственные мощности разместиться уже не могли. Через некоторое время было решено перевезти фабрику в Портленд, Мэн. Сырье также приходилось добывать все более и более активно; если в первые годы дельцам хватало нескольких фунтов смолы в год, то в дальнейшем они начали закупать продукцию тоннами или десятками тонн. В подобной схеме работы, конечно, присутствовал элемент риска; впрочем, обычно он себя оправдывал. Известно, что как-то раз Кёртис закупил сырья в общей сумме на 35000 долларов – что, пожалуй, стало крупнейшей сделкой такого рода за весь 19-ый век.
Предприятие Кёртиса и его отца, 'Curtis & Son', продолжало развиваться; со временем бизнес обзавелся фабрикой площадью в без малого 700 квадратных метров и высотой в 3 этажа. В тот период на компанию Кёртисов работало 200 человек, производивших в день 1800 коробок жевательной резинки. Известно, что в работе активно использовались разного рода технические приспособления и машины – причем большую часть таких машин Джон Кёртис разработал лично. Забавно, но патентов на свои многочисленные изобретения Кёртис не оформлял; фирма предпочитала держать процесс производства жевательной резинки в тайне вплоть до мельчайших деталей. Процесс этот, меж тем, развивался и усложнялся; с фабрики выпускалось все больше и больше различных марок и разновидностей жевательной резинки. Названия вроде 'American Flag', 'Yankee Spruce', 'White Mountain', '200 Lump Spruce', 'Licorice Lulu', 'Trunk Spruce', 'Sugar Cream', 'Four-in-Hand' и 'Biggest and Best' были хорошо известны как на территории Мэна, так за его пределами.
Преуспев в торговле жевательной резинкой, Кёртис начал осваивать и альтернативные отрасли; так, с 1872-го он активно занялся землечерпальными работами. Проекты, в которых Джон принимал участие, изрядно варьировались по масштабу – от 50000 долларов до полумиллиона. Несмотря на то, что работу с жевательной резинкой это напоминало слабо, Джон изрядно преуспел и здесь. Впоследствии Кёртис также открыл пристань и построил 10 крупных кораблей. Известно, что ему принадлежал контрольный пакет акций в паромной переправе от Портленда до Южного Портленда и наборов паровых судов. Некоторое время Кёртис занимался шахтным делом, добывая серебро и уголь; вел добычу Джон на территории Мэна. В 1880-ом предприниматель подался в фермерское дело, организовав довольно крупномасштабное предприятие близ Готенберга, Небраска (Gothenburg, Nebraska). На фермерских угодьях площадью в 6 с небольшим квадратных километров мужчина выращивал крупный рогатый скот.
На протяжении последних месяцев своей жизни Джон внезапно увлекся египтологией вообще и историей пирамид в частности.