Американский музыкант, дирижер и художественный администратор. В числе прочего, он прославился как основатель и генеральный директор Оперы Санта-Фе (Santa Fe Opera).
Джон Кросби появился на свет 12 июля 1926 года в Бронксвилле, штат Нью-Йорк (Bronxville, New York). Приступы астмы положили конец его обучению в Коннектикуте (Connecticut), и Джон отправился на год в школу-интернат Лос-Аламос-Ранч (Los Alamos Ranch School) в Нью-Мексико (New Mexico). Это было первое знакомство Кросби с Западом вообще и с окрестностями Санта-Фе в частности. Окончив среднюю школу, Кросби два года прослужил в армии, с 1944 по 1946 год, побывал в Европе (Europe) и играл в оркестре 18-го полка на фортепиано, скрипке, тромбоне и контрабасе. Кросби думал о нескольких профессиях для своего будущего, включая юриста и пилота самолета, однако в Йельском Университете (Yale University) он изучал композицию под началом Пауля Хиндемита (Paul Hindemith) и создавал аранжировки для музыкальных спектаклей, окончив Йель со степенью в области музыки в 1950 году.
Решив, что музыка – это дело его жизни, Кросби провел несколько месяцев как помощник аранжировщика бродвейских мюзиклов, прежде чем поступил в аспирантуру при Колумбийском Университете (Columbia University), где учился с 1951 по 1955 год. За эти годы он стал любителем оперы, регулярно посещая Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) и работая помощником аккомпаниатора у доктора Леопольда Закса (Sachse), бывшего художественного руководителя Гамбургской государственной оперы (Hamburg State Opera) и преподавателя по классу оперы в Колумбийском Университете.
В 1951-м Кросби увидел 'Так поступают все' (Cosi fan tutte) в постановке Альфреда Ланта (Alfred Lunt), которая оказала на него сильное впечатление и повлияла на разработку концепции будущей Оперы Санта-Фе.
Открытие первого сезона Оперы Санта-Фе состоялось в 1957 году, и три года до этого Кросби тщательно планировал все, что казалось ее создания, при помощи и поддержке доктора Закса, который должен был стать художественным руководителем нового театра. К этому времени родители Кросби купили второй дом на участке земли примерно в трех милях (5 км) к северу от Санта-Фе. Недалеко от этого места продавалось бывшее ранчо, и, одолжив у отца 200 000 долларов (из которых 115 000 пошли на постройку театра, а остальные на покупку земли), Кросби начал строительство.
Первоначально будущая опера представляла собой театр под открытым небом – единственный в Соединенных Штатах (United States) театр под открытым небом, предназначенный только для оперы, - на 480 мест. Кроме того, Кросби настоял на нескольких непреложных принципах работы театра: все оперы должны были исполняться на английском языке, чтобы сделать их максимально доступными для слушателей; постановкам, костюмам и освещению должно было уделяться такое же внимание, как и актерской игре. Костяком новой труппы стали 13 молодых исполнителей (все между 20 и 30 годами); плюс еще одно нововведение, поистине революционное для американской оперной сцены 50-х годов – появление системы ученичества, согласно которой компания наняла группу молодых исполнителей в качестве членов хора, дублеров для главных партий и исполнителей второстепенных партий.
Программа первого сезона состояла из пяти опер. Первые две были популярными, 'Мадам Баттерфляй' (Madama Butterfly) и 'Севильский цирюльник' (Il barbiere di Siviglia); за ними следовала мировая премьера 'Башни' (The Tower) Марвина Дэвида Леви (Marvin David Levy); а также 'Ариадна на Наксосе' (Ariadne auf Naxos) Рихарда Штрауса (Richard Strauss) и 'Похождения повесы' (The Rake's Progress) Игоря Стравинского (Igor Stravinsky), который присутствовал на репетициях, ставшая главной удачей этого несомненно успешного сезона.
Кросби занимал должность генерального директора оперного театр дольше, чем любой другой руководитель оперы в Штатах. Кроме того, с 1957 по 2005 год компания поставила 135 опер, 11 из которых были мировыми премьерами и 41 - американскими премьерами. На сцене Оперы Санта-Фе выступали прославленные артисты, от Кири Те Канава (Kiri Te Kanawa) и Брина Терфеля (Bryn Terfel) до Джерри Хэдли (Jerry Hadley) и Дон Апшоу (Dawn Upshaw).
В последний раз Кросби выходил на сцену Санта-Фе как дирижер и генеральный директор 24 августа 2000 года, в постановке 'Электры' (Elektra) Рихарда Штрауса. В этот вечер он в 171-й раз дирижировал оркестром при исполнении оперы Штрауса и примерно в 567-й раз выступал в качестве дирижера.
Уйдя на пенсию, Кросби переехал в Палм-Спринг (Palm Springs), но в 2002 году он возвращался в Санта-Фе, чтобы дирижировать при исполнении 'Травиаты' (La traviata). Кросби умер 15 декабря 2002 года в Ранчо-Мираж, Калифорния (Rancho Mirage, California). Третий театр оперного комплекса, открывшийся в 1998 году, была назван в честь Джона Кросби в память о нем после его смерти.