Режиссера Джона Карпентера называют символом научной фантастики. О нем говорят, как о мастере ужасов и второсортных фильмов. Его считают 'отцом' и главным идеологом американского независимого кино. Он – один из крупнейших авторов ХХ века.
Джон Карпентер появился на свет в Картаже, штат Нью-Йорк, 16 января 1948 года. Его отец был профессором музыки, которого вскоре после рождения сына перевели на работу в штат Кентукки. Здесь, в городке Боулинг Грин, и прошло детство будущего режиссера.
Первым увлечением Джона, естественно, была музыка. К пятнадцати годам он уже спокойно играл на нескольких музыкальных инструментах. Карпентер владел гитарой, фортепиано, а также экспериментировал с духовыми инструментами. В это же время он начал создавать первые музыкальные произведения.
Родители надеялись, что Джон поступит в консерваторию и станет знаменитым музыкантом. Но в какой-то момент он сильно увлекся кинематографом. Целыми днями Карпентер пропадал в кинотеатрах, где смотрел все подряд – от вестернов до ужасов и фантастики. Он сумел раздобыть старую восьмимиллиметровую камеру, на которую начал снимать свои первые любительские картины.
Джон все же поступил на музыкальное отделение Западного университета Кентукки, но проучился там недолго. Желание стать кинорежиссером оказалось сильнее, и уже через некоторое время он познавал азы киноискусства в
Университете Южной Каролины. Будучи студентом, Карпентер снял короткометражную ленту 'Возвращение Бронко Билли' (1969). Дебют оказался удачным: фильм получил премию 'Оскар', а Карпентер – дорогу в Голливуд.
Благодаря такому хорошему старту начинающий режиссер быстро нашел инвестора на свой первый полнометражный фильм 'Темная звезда' (1974). Вскоре он снял еще одну картину 'Налет на 13-е отделение полиции' (1976). Эти работы, в которых Карпентер экспериментировал со стилями, были хорошо встречены критиками.
По-настоящему известным Джон Карпентер стал после выхода на экраны фильма 'Хэллоуин' (1978), который был отправной точкой для многих кинокартин. 'Хэллоуин' принес в американское кино новый жанр фильмов ужасов – 'слэшер', означающий буквально 'потрошилка'. Картина рассказывает о душевнобольном маньяке-убийце, который расправляется со своими жертвами в канун Дня Всех Святых – во время Хэллоуина. Имея бюджет в 300 тысяч долларов, фильм собрал в прокате 35 миллионов, став одним из самых кассовых в 70-е годы. Эта работа приобрела культовый статус и оказала существенное влияние на дальнейшее р
азвитие американского независимого кино.
В 1980 году режиссер поставил еще один ужастик 'Туман'. Фильм получил неоднозначные отзывы, но оказался коммерчески успешным, что позволило Карпентеру снять несколько фантастических картин. Одна из них – 'Побег из Нью-Йорка' (1981) – переносит зрителя в будущее, где разворачивается история ветерана Третьей мировой, которого сыграл Курт Рассел. Фильм окупился в несколько раз, а Рассел, до этого игравший незначительные роли, превратился в настоящую звезду. Актер сыграл еще в нескольких картинах Карпентера, став его лучшим другом.
Режиссер постепенно начал набирать вес в кинематографических кругах. В 1982 году вышел фантастический фильм ужасов 'Нечто', а через год – экранизация романа Стивена Кинга 'Кристина' (1983). Эти фильмы стали одними из лучших в карьере Карпентера. Они доказали, что автор обладает собственным стилем, который проявляется и в постановке фильма, и в сценарии, и в художественной композиции видеоряда. Фирменной картинкой режиссера стало минимальное, но яркое и цветное освещение. К тому же, все его картины были дополнены характерной музыкой, сочиненной и исполне
ной на синтезаторе самим Карпентером.
После коммерческого провала фильма 'Большой переполох в маленьком Китае' (1986), режиссер разорвал все контракты с крупными киностудиями и обратился к независимому кинематографу. Впрочем, Карпентер всегда тяготел к авторскому кино. Ему нравилось снимать малобюджетные второсортные картины, которые, как показывала практика, тоже могли стать шедевром. Однако его следующие фантастические ленты 'Князь тьмы' (1987) и 'Исповедь невидимки' (1992) не смогли повторить успеха 'Хэллоуина'.
Джон Карпентер больше никогда не обращался к коммерческому кино, если не считать фильмы 'Вампиры' (1998) и 'Призраки марса' (2001), снятые на деньги крупных компаний. Его самой удачной работой в 90-х можно считать культовый боевик 'Побег из Лос-Анджелеса' (1996), главную роль в котором исполнил Курт Рассел. Картина была сиквелом знаменитого 'Побега из Нью-Йорка' и стала настоящим подарком для поклонников постапокалиптических произведений.
Атмосфера фильма была выдержана очень строго: полуразрушенные кварталы, запустения, уличные банды, характерные развлечения, анархия. Такж
е стоит отметить интересные декорации и костюмы. Фильм оказал заметное влияние не только на кино, но и на компьютерные игры. Он был номинирован на несколько престижных кинонаград, включая премию 'Сатурн'.
Почти 10 лет Карпентер не снимал полнометражное кино, занимаясь проектами на телевидении. В 2010 году после долгого перерыва вышел его хоррор-фильм 'Палата'. По словам режиссера, к проекту его привлек небольшой масштаб: немногочисленная актерская труппа, маленький бюджет, ограниченность физического пространства. Впервые фильм был показан на фестивале в Торонто, где вызвал неоднозначную реакцию зрителей.
Последней на сегодня работой Карпентера стала экранизация комикса 'Темная Чайлд' (2013). Говоря о своем новом фильме, режиссер отметил, что Ариель Чайлд – его лучшая героиня со времен Лори Строуд из 'Хэллоуина'. Похоже, что мастер ужасов снова в строю и готов радовать поклонников новыми шедеврами.
Джон Карпентер был дважды женат. Со своей первой супругой Эдриэнн Барбо он состоял в браке с 1979 по 1984 год. В 1990 году он женился на Сэнди Кинг, с которой живет и по сей день. От первого брака у режиссера есть сын Коди