Американский продюсер, режиссер, педагог и актер, сыгравший центральную роль в развитии американского театра в 20 в. В 1930-х годах он способствовал утверждению театра на радио, а два десятилетия спустя – на телевидении.
Хаусман (наст. имя – Жак Хаусманн, Jacques Haussmann) родился 22 сентября 1902 в Бухаресте. Образование получил в Англии. В 1924 переехал в США, где в 1934 совместно с композитором В.Томсоном поставил оперу Томсона и Гертруды Стайн Четыре святых в трех действиях (Four Saints in Three Acts ). В 1935
у Хаусмана начался период плодотворного, хотя и далеко не безоблачного сотрудничества с О.Уэллсом. В 1936 они участвовали в проекте «Классический театр», в рамках которого поставили пьесы Доктор Фаустус К.Марло и Колыбель будет качаться (The Cradle will Rock ) М.Блитстайна. В 1937 Уэллс и Хаусман ос
новали собственную компанию – «Меркьюри-Тиэтр». Его острые спектакли (например, современная версия шекспировского Юлия Цезаря , с героями в фашистских мундирах) стали вехой в истории бродвейской сцены. Хаусман был автором, а Уэллс постановщиком серии часовых радиоспектаклей, из которых наиболее памя
тна вызвавшая массовый психоз Война миров по Г.Уэллсу.
В кино Хаусман был продюсером 18 фильмов (Голубая Далия – The Blue Dahlia , 1946; Письмо незнакомки – Letter from An Unknown Woman , 1948; Плохой и прекрасный – The Bad and The Beautiful , 1952; Юлий Цезарь – Julius Caesar , 1953; Администрати
вный иск – Executive Suite , 1954; Воля к жизни – Lust for Life , 1956 и др.). Его фильмы 20 раз были номинированы на премию «Оскар» и 7 раз удостоились ее. Будучи кинопродюсером, он продолжал работать в театре, в 1947 осуществил мировую премьеру спектакля Жизнь Галилея Б.Брехта с Ч.Лоутоном в главн