Один из первых шотландских документалистов, которого часто называют отцом британских и канадских документальных фильмов. Согласно популярному мифу, именно Грирсон в 1926 году ввел в употребление термин 'документальный фильм' (documentary), чтобы подчеркнуть его отличия от фильма художественного. В 1972 году была учреждена премия, названная его именем - 'Grierson Award', - которая ежегодно вручается лучшим документалистам в девяти категориях.
Джон Грирсон родился 26 апреля 1898 года в местечке Динстон, Шотландия (Deanston, Scotland). Его отец был школьным учителем, мать - суфражисткой и заядлой активисткой Лейбористской партии. С ранних лет оба родителя прививали сыну либеральные взгляды, гуманистические идеалы, кальвинистскую мораль и религиозную философию, и в частности то, что образование имеет важнейшее значение для индивидуальной свободы, и что тяжелый и значимый труд – это способ достойно проявить себя в глазах Бога.
После службы на минных тральщиках в Королевском военно-морском флоте во время Первой мировой войны Грирсон поступил в Университет Глазго (University of Glasgow), где провел большую часть своей академической карьеры в страстных политических дискуссиях в качестве сторонника левых. В 1924 году, после окончания университета со степенью по английскому языку и моральной философии, он получил рокфеллеровскую стипендию на учебу в Чикагском Университете (United States), а затем в Колумбийском Университете (Columbia University) и Университете Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin–Madison). Акцент в его исследованиях делался на психологию пропаганды - влияние прессы, кино и других средств массовой информации на формирование общественного мнения. Грирсон особенно интересовался популярностью и влиянием бульварной прессы, а также ролью подобной прессы в образовании новых американских граждан, прибывших из-за рубежа. Новаторская и откровенная философия Грирсона в области кинематографа прив
лекла внимание нью-йоркских критиков, и ему предложили писать критические статьи для 'New York Sun'.
Грирсон вернулся в Великобританию (UK) в 1927-м, вооруженный знаниями о том, что кино может быть средством борьбы с трудностями Великой депрессии, а также выстроить национальное самосознание. По Грирсону, кинопроизводство было высоким и благородным призванием, а режиссер должен был быть патриотом. Он смотрел на кино как на кафедру, используя его в качестве средства пропаганды. В Англии (England) Грирсон некоторое время работал в правительственном агентстве 'Empire Marketing Board' (EMB), созданном в 1926 году для содействия британской торговле и единству британской империи. Одной из основных функций агентства было создание рекламы, в рамках которого сотрудниками подготавливались выставки, плакаты, публикации и фильмы. Именно в рамках этой организации, финансируемой государством, получило свое начало то, что мы сегодня знаем как 'документальный фильм'.
В конце 1929 года Грирсон и его оператор Бэзил Эммотт (Basil Emmott) завершили свой первый фильм 'Drifters' - о героическом труде рыбаков в Северном море, - при создании которого Грирсон был сценаристом, продюсером и режиссером; фильм знаменовал радикальный отход от всего, что характеризовало британскую киноиндустрию того времени или Голливуд (Hollywood). После успеа фильма Грирсон на какое-то время отошел от режиссуры, сосредоточившись на производстве и администрации в агентстве. В 1933-м 'EMB' было расформир
овано, и Грирсон вместе со всем подразделением перешел в Главное почтовое управление (GPO), где создал ряд новаторских фильмов, включая 'Night Mail' (1936), 'Coal Face' (1935) и 'The Song of Ceylon' (1934). В конце концов необходимость работать в рамках бюрократических и бюджетных пределов государственного финансирования стала все больше беспокоить Грирсона, и он начал поиски частных инвесторов, которые увенчались успехом.
В 1938-м Грирсон получил приглашение от канадского правительства и отправился в Канаду (Canada) изучать и налаживать кинопроизводство в стране. Он предложил правительству создать национальный координационный совет для производства фильмов, и в 1939 году появился будущий Канадский национальный совет кинематографии (National Film Board of Canada). Грирсон стал его первым руководителем. Когда Канада вступила во Вторую мировую войну, NFB сфокусировался на создании пропагандистских фильмов, причем Грирсон был режиссером многих из них. После войны он сосредоточил свое внимание на производстве документальных фильмов, которые отражали жизнь канадцев. Многие из них были отмечены наградами Киноакадемии. В 1945-м Грирсон, обвиненный в симпатиях к коммунистам, был уволен со своего поста и вернулся в Шотландию.
С 1957 по 1967 год Грирсон вел 'This Wonderful World', успешную еженедельную телевизионную программу на шотландском телевидении, и в 1957-м получил специальную премию 'Canadian Film Award'. Он скончался 19 февраля 1972 года, в возрасте 73 лет.