Одни верят в силу крупных рекламных кампаний, другие же предпочитают индивидуальный подход и искренне верят, что народная молва на поверку оказывается куда более эффективной, чем сложные массовые мероприятия. Именно ко второй категории относится известный теоретик малого бизнеса Джон Джанш, создатель концепции 'клейкого маркетинга' и автор целого ряда известных трудов о практике ведения предпринимательской деятельности.
Писатель, оратор, специалист по маркетингу, активно выступающий в поддержку малого бизнеса. Более всего известен как автор книг 'Клейкий маркетинг' ('Duct Tape Marketing'), 'Двигатель рекомендаций' ('The Referral Engine') и 'Машина преданности' ('The Commitment Engine').
Родился Джанш в Канзас-Сити (Kansas City), образование получил в Университете Канзаса (University of Kansas). В 2002-м им была разработана система 'Клейкий маркетинг', предназначенная для подготовки и лицензирования консультантов для малого бизнеса; два года спустя Джон создал целую консультационную
сеть на основе все той же технологии. В рамках проекта 'Клейкий маркетинг' вниманию желающих предлагались подготовительные курсы для руководителей малого бизнеса, в частности, для тех из них, кто хотел свой малый бизнес расширить.
В основе всей системы лежала идея 'систематической поддержки' малого бизнеса – её Джанш противопоставлял разовым маркетинговым акциям. Одним из наиболее перспективных способов популяризации и продвижения малого бизнеса Джон называл активно использование Сети; по его мнению, блоги, форумы и социальные сети для нужд небольших предприятий под
одили просто идеально.
Книга 'Клейкий маркетинг' поступила в продажу в 2007-м; здесь Джанш описывал разработанный им систематичный подход к организации маркетинговых кампаний и акций. В трех частях книги описывались теоретические основы системы и тонкости практического воплощения её составляющих.
Труд 'Двигатель рекомендаций' увидел свет в 2010-м. Здесь описывался новый, сравнительно нетривиальный подход к маркетингу – вместо сложных крупномасштабных кампаний автор предлагал концентрироваться на взаимодействии с отдельными потребителями, использовании социальных сет
й и 'сарафанного радио'. По мнению Джанша, рекомендации по сути своей – один из ценнейших ресурсов для любого хоть что-то из себя представляющего бизнесмена. Труд вышел чрезвычайно удачным и даже вошел в список бестселлеров 'Wall Street Journal'.
Третья известная книга Джанша, 'Машина преданности', во многих отношениях развивала предложенные в 'Двигателе рекомендаций' идеи; здесь Джон советовал обращать внимание не только на теплые отношения с постоянными покупателями, но и моральный климат внутри самой команды. Эта книга была принята так же тепло, как и предыдущие.