Джон Диган – добившийся успеха режиссер, представитель новой волны австралийских создателей кино. Также он часто создавал для своих картин сценарии.
Важная для него тема – события 1960-х гг. во Вьетнаме, а также их последствия. В его фильмах многим оказывалась близкой социальная составляющая и тема аутсайдера, чужого, старающегося стать своим и найти свое место.
Родился 19 июня 1949 года в Хартли Уитни, Гемпшир, Англия, Соединенное Королевство
Диган родился в Англии в семье, переехавшей туда из Австралии (отец Джона служил в годы второй мировой в КВВС, и после окончания войны остался на островах). Воспитывался Джон сначала на 'берегах туманных Альбиона', затем – в Малайе, а еще несколько позже он оказался в Австралии, где был отдан в школу-пансион.
Потом была учеба в колледже; в студенческие годы Диган начал играть в театре и сниматься в кино, но сам поставил фильм только в 1974 году – это был 'The Firm Man'.
В 1976 году Джон снял фил
ьм 'The Trespassers' ('Нарушители') – о политических активистах 1960-х гг. и их жизни в 70-е; лента 'Mouth to Mouth' (1978) – история четверых бездомных, безработных подростков, которые обосновались на заброшенной электростанции и начали строить там свое собственное общество, - принесла режиссеру внимание и признание критиков. Но следующий фильм, экранизация комедийной театральной постановки 'Dimboola', был сочтен и несмешным, и неадекватным по отношению к литературной основе. Как следствие, Диган разругался с продюсерами картины и, уже как следствие этого, на некоторых видеоверсия
фильма вообще не указан в титрах.
Фильм 1981 года, 'Зима нашей мечты', 'высушила' подмоченную репутацию режиссера: картина была прекрасно прията и на родине, и за рубежом. Этот фильм – о сложных отношениях ранее радикала, а ныне добропорядочного и успешного члена общества, и проститутки, которых сводит самоубийство общего друга.
Однако карьера режиссера двигалась даже не по спирали, а по синусоиде: взлеты регулярно чередовались с падениями. 'Дальний восток', фильм 1982 года, был сочтен неудачной смесью голивудообразной романтики и чрезмерно упрощенного политического триллера.
затем, как и следовало ожидать, пришла светлая полоса – в виде плодотворного сотрудничества с продюсерской компанией 'Kennedy Miller'. Оно привело к созданию небольшого телесериала 'Вьетнам' (1987, вышел в эфир в Австралии) и фильмов 'The Year My Voice Broke' (в центре его – треугольник героев: харизматичный воришка Тревор, загадочная Фрейя и главный герой, Дэнни) и 'Flirting' (1990 год); во второй из этих лент история Дэнни получила продолжение – он, теперь уже учась в пансионе, влюбился в дочь африканского националиста – поначалу из-за сходного с ней положения чужих, которое подт
лкнуло их друг к другу, а затем и благодаря более глубокому и таинственному родству. В этом фильме снималась Николь Кидман, которая ранее сыграла в детском телепроекте Дигана 'Room to Move' - истории о дружбе двух девочек из разных слоев общества, ставшей частью австралийского сериала 'Winners', позже вышедшего в эфир и в Штатах.
Режиссерским дебютом Дигана в США стала основанная на реальных событиях (убийство архиепископа) картина 'Ромеро' 1989 года. Фильм частично финансировался церковью; он получил много положительных отзывов.
Две следующие работы режиссера находились на грани
эротики: это фильмы 'Wide Sargasso Sea' и 'Сирены' (картина о репрессированных супругах в исполнении Хью Гранта и Тары Фицджеральд, освобождение которым приносит встреча со знаменитым художником).
В 1995 режиссер снял фильм 'The Journey of August King' (по мнению критиков, хорошо сделанный, но неэмоциональный).
Помимо режиссерской карьеры Диган начал писательскую: им уже созданы три романа ('Значок', издан в 1974; 'Игроки', издан в 1988; 'Room to Move', издан в 1993 году). Недавно Диган также окончил сценарий последнего фильма-трилогии, начатой картиной 'The Year My Voice Broke'