Популярные личности

Джон Бленкинсоп

Английский горный инженер и изобретатель паровозов
На фото Джон Бленкинсоп
Категория:
Место рождения:
Феллинг, графство Дарем, Великобритания
Дата смерти:
1831-01-22
Место смерти:
Лидс, Великобритания
Гражданство:
Великобритания
Читать новости про человека
Биография

Изобретатель зубчатой железной дороги

Бленкинсоп создал первый успешный проект практичного железнодорожного локомотива. Главной проблемой первых паровозов, включая модели Ричарда Тревитика (Richard Trevithick), была буксировка. Чтобы устранить трудности, Бленкинсоп предложил воспользоваться его зубчатой железной дорогой.


Джон Бленкинсоп родился в 1783-м в Феллинге, графство Дарем (Felling, County Durham), и был сыном каменщика. Он поступил учеником к своему двоюродному брату Томасу Барнсу (Thomas Barnes), горному инженеру, изучавшему залежи Нортумберленда (Northumberland). С 1808-го Джон был агентом Чарльза Джона Брэндлинга (Charles John Brandling), владельца угольных шахт в его миддлтонском имении, недалеко от Лидса (Leeds). В 1758-м люди Брэндлинга построили гужевую дорогу (ныне Миддлтонская железная дорога), чтобы перевозить уголь в Лидс на конных повозках. Не вся земля, по которой пролегал маршрут, принадлежала Брэндлингу, и тогда впервые был принят парламентский закон, предписывавший делать выплаты за право прохода.

В начале 20-го века активно предпринимались попытки использовать силу пара для транспортировочных нужд. Ричард Тревитик экспериментировал с различными паровыми моделями, и в 1805-м его работа увенчалась рождением паровоза для компании 'Wylam Colliery'. Однако деревянные рельсы с чугунным покрытием не могли выдержать вес паровоза. Работы по совершенствованию силы тяги локомотива все же не прекращались – во многом из-за нехватки лошадей и фуража, нехватки, вызванной наполеоновскими войнами. Примерно в 1799-м на Миддлтонской железной дороги были установлены более прочные рельсы, сделанные полностью из железа.

Бленкинсоп в 1811-м запатентовал свою систему стоек и шестерен для локомотива (зубчатую железную дорогу), которую из теории на практику перенес Мэттью Мюррей (Matthew Murray) из компании 'Fenton, Murray and Wood' из Холбека (Holbeck). На то время было распространено мнение, что локомотив способен тянуть состав в четыре раза больше своего веса, но Бленкинсоп хотел показать, что паровые машины способны на большее. Его паровоз весом 5 тонн был рассчитан на полезную нагрузку в 90 тонн. При сокращении веса до 20 тонн 'лошадка' Бленкинсопа могла развивать скорость до 16 км/ч, невиданный по тем временам порог.

Вероятно, первым пущенным в эксплуатацию локомотивом был 'Саламанка' ('Salamanca'), построенный в 1812-м. Три других были поставлены на рельсы позднее, в том же году; еще один – в 1813-м, а затем еще один в 1815-м. Один из них получил название 'Лорд Уэллингтон' ('Lord Wellington'). По их подобию Роберт Даглиш (Robert Daglish) по лицензии Бленкинсопа построил другие паровозы – для угольных шахт в Оррелле (Orrel). Как минимум еще один локомотив был сделан Мэттью Мюрреем – для дороги 'Kenton and Coxlodge Collieries' в г. Ньюкасл-апон-Тайн (Newcastle-upon-Tyne). Еще два локомотива по проекту Бленкинсопа были сделаны в Берлине (Berlin) на заводе 'Royal Iron Foundry'. Обе модели успешно прошли заводские испытания, но их эксплуатация на рабочем месте оказалась невозможной.

В паровозах Мюррея-Бленкинсопа появились первые цилиндры двойного действия, и это существенно отличалось от того, что делал Ричард Тревитик. Теперь можно было оказаться от тяжелого махового колеса. Смещение обоих кривошипов было произведено на 90 градусов, чтобы преодолеть мертвые точки и увеличить эффективность работы. И все же сильные толчки и металлический грохот из-за зубчатого сцепления никуда не делись.

Помимо управляющей работы в компании 'Middleton Collieries', Бленкинсоп в 1920-х был инженером-консультантом сэра Джона Листера Кайе (John Lister Kaye). Услугами инженера также пользовались различные разработчики угольных месторождений. Джон Бленкинсоп умер 22 января 1831-го, в Лидсе.



Поделиться: