Английский религиозный писатель и нонконформистский проповедник, классик английской религиозной литературы, автор знаменитой книги Путь паломника (The Pilgrim's Progress).
Получив начальное образование, еще в отрочестве занялся ремеслом своего отца, став лудильщиком и жестянщиком. Во время гражданских войн он в 1644–1646 состоял на службе в парламентской армии. После возвращения домой он внезапно женился. Среди горожан он быстро приобрел дурную славу богохульника, скв
ернослова и гуляки, не посещающего церковь, но позже, отчасти под влиянием жены, начал задумываться о своих грехах и душевной скверне, переживая периоды раскаяния и крайнего отчаяния. Впоследствии, в своем автобиографическом сочинении Благодать, изливаемая на первого среди грешников (Grace Abounding
to the Chief of Sinners, 1666), он поведал о том, каких усилий ему стоило преодолеть это душевное состояние отверженности и обреченности и обрести уверенность в милосердии Божьем. К счастью для себя, он испытал влияние Джона Чиффорда, священника нонконформистской церкви св. Иоанна в Бедфорде, и в 1
653 стал членом нонконформистской общины.
Около 1656 жена Беньяна скончалась, оставив четырех малолетних детей, один из которых был слепым. Уверившись в том, что божественная благодать щедро изливается даже на таких, как он сам, Беньян начал проповедовать (не имея на это формального разрешения)
среди соседей, и в 1656 издал свою первую книгу под названием Некоторые открывшиеся евангельские истины (Some Gospel Truths Opened), где критиковал идеи квакеров. В 1659 он женился вторично и в том же году опубликовал первый из своих назидательных трактатов – Раскрытие учения о законе и благодати (T
he Doctrine of the Law and Grace Unfolded).
После реставрации монархии в 1660 вошел в силу закон против самодеятельных нонконформистских проповедников, и в ноябре того же года Беньян был арестован и заточен в тюрьму, где провел 12 лет. За этот период он опубликовал девять книг, наиболее значител
ьной из которых стала Благодать, изливаемая... После освобождения в январе 1672 три года проповедовал в Бедфорде, но в 1675 был вновь брошен приблизительно на полгода в темницу, где, по преданию, и написал Путь паломника. В последующие годы больше не подвергался преследованиям, а его слава как пропо
ведника достигла Лондона. В этот период он опубликовал четыре религиозных аллегорических сочинения, поставивших его в один ряд с классиками английской литературы.
Путь паломника (1678) представляет собой аллегорическое повествование о тернистом пути через Болото отчаяния, Долину тени смерти, Ярм
арку тщеславия и другие места, по которому следует Кристиан («христианин»), направляющийся в Небесный град. Жизнь и смерть мистера Бэдмана (The Life and Death of Mr. Badman, 1680) – также аллегорический рассказ о порочном лицемере и бесчестном дельце (Бэдман, буквально «плохой человек»), который уми
рает нераскаянным. Священная война (The Holy War, 1682) – красочная аллегория, повествующая о том, как Дьявол захватил город Мэнсоул («душу человека») и в конце концов был изгнан оттуда Эммануилом («с нами Бог»).
Путь паломника, часть вторая (1684) – история Кристианы («христианки») и ее детей,
которые проделывают тот же путь, что и Кристиан, к Небесному граду. Кристиана не подвергается столь ужасным испытаниям, как ее супруг, однако встречается с рядом новых интересных персонажей.
Во всех этих художественных произведениях есть места, свидетельствующие о немалом литературном даровании
Беньяна, и все они были излюбленным чтением у простых людей, оппозиционно настроенных по отношению к государству и официальной церкви. Мгновенный успех Пути паломника был беспрецедентным для английской литературы: в первые же десять лет роман выдержал более десятка переизданий. Впоследствии он был п